Сфера услуг в России: рекордное падение

05 июня 2014, 09:01 6353

Сфера услуг в России сегодня испытывает далеко не лучшие времена. Согласно исследованию, проведенному экспертами международной банковской группы HSBC, деловая активность в этом сегменте падает на протяжении последних двух месяцев: в апреле 2014 года индекс PMI достиг отметки 46,8 пунктов (в феврале - 50,8 п. в марте – 47,7 п.), что является наиболее низким показателем со времен кризиса. Хуже было только в далеком 2009 году.

Развитие сферы услуг в России в 2014 году

рынок сферы услугВ апреле общий индекс объемов сферы услуг и промышленного производства снова опустился ниже критической отметки 50 п. (-1,2 п. по сравнению с мартом). За январь-апрель он в среднем составил 48,8 п., тогда как за аналогичный период прошлого года мы имели 53,9 п. Падение на 5,1 п. следует признать достаточно существенным. Общий индекс объемов снижается уже второй месяц подряд, однако, если в промышленных отраслях темпы сокращения замедляются, то про сектор обслуживания этого не скажешь.

В первом месяце второго квартала деловая активность снизилась в пяти из шести основных сегментов сферы услуг. Хуже всего в этом отношении дела обстоят с «почтой/телекоммуникациями» и «финансовым посредничеством». Единственной областью, в которой в апреле был зафиксирован хотя бы какой-нибудь рост, стала «гостиницы/рестораны».

Также, согласно представленным HSBC данным, наблюдается сокращение количества новых заказов. Следует отметить, что в первый раз за последние четыре года это снижение происходит на протяжении двух подряд месяцев. Общий с промышленным производством объем новых заказов уменьшается наиболее быстрыми с мая 2009 года темпами. Кроме того, значительно сократилось количество незавершенных работ.

Проблемы отечественной сферы услуг

отсутствие нормативно-правовой базыОдновременно со спадом деловой активности наблюдается существенное снижение числа людей, задействованных в отрасли. Данное явление длится на протяжении уже более полугода. Столь резкий рост количества увольнений в последний раз был зафиксирован в августе 2010 года, когда аномальная жара существенно повлияла на деятельность многих сегментов сектора.

По-прежнему не решено множество старых проблем, тормозящих развитие сферы услуг в России. Так и не была разработана четкая государственная стратегия, в рамках которой были бы поставлены и реализованы конкретные задачи, способствующие оздоровлению климата в отрасли. Отсутствие нормальной правовой базы приводит к возникновению многочисленных проблем, которых легко можно было бы избежать.

Малым и средним компаниям, действующим в сфере услуг, трудно равноценно конкурировать с естественными монополиями. Не способствуют развитию высокие процентные ставки кредитования. И так далее. К сожалению, рассчитывать на то, что в ближайшее время эти и другие вопросы будет решены хотя бы частично, вряд ли приходится.

Кризис продолжится?

кризис продолжаетсяНесмотря на сдержанно оптимистичные заявления правительства, специалисты склоняются к мнению, что в ближайшее время состояние отечественной экономики будет только ухудшаться. Возможный кризис существенно ударит по малому и частному бизнесу, особенно по компаниям, задействованным в секторе обслуживания.

Развитие сферы услуг в России и до этого шло далеко не так быстро, как хотелось бы. В нынешних же экономических условиях отрасли придется очень сложно. Покупательная способность потребителей упадет, кроме того, очевидно, что внимание властей к вопросам стимулирования внутреннего производства значительно ослабнет в связи с возникновением более глобальных проблем.

Тенденции последних месяцев, естественно, не могут не волновать отечественных представителей частного и малого бизнеса. Ухудшение экономики неизбежно приведет к тому, что значительная часть людей, относящихся к так называемому среднему классу, станет в первую очередь отказываться от лишних трат на «необязательные удовольствия». Очень велика вероятность того, что рынок вернется к позициям кризисных 2008-2009 гг., и это не может не вызывать озабоченность предпринимателей.

Прогнозы

Однако, несмотря на достаточно непростую ситуацию в экономике, бизнесмены не торопятся паниковать. Если верить опросам, количество людей, которые считают, что ближайший год будет как минимум нормальным для их компаний, в апреле выросло по сравнению с мартом. И это не просто самоуспокоение.

По мнению многих экспертов, возможный кризис не сможет серьезно повлиять на дальнейшие перспективы отрасли. В условиях, когда развитие промышленности по большому счету достигло потолка спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынке, именно сфера услуг всегда становится «паровозом» экономики. Другой вопрос, насколько удобные для продвижения «рельсы» обеспечит ему государство.



Комментарии
{**}