Рынок туризма в России: 5 главных трендов

09 июня 2014, 08:03 2701

В последние годы рынок туризма в России постоянно растет. Пусть темпы его развития пока не столь высоки, как хотелось бы, сам факт положительной динамики обнадеживает. В 2014 году на развитие отечественного туристического сектора планировалось выделить более 4 млрд рублей. Вполне вероятно, что случившееся присоединение Крыма заставит серьезно пересмотреть эту сумму в сторону увеличения.

Рынок туризма в России: пока охотнее выезжают

рынок туризма в РоссииСогласно последним данным, количество выездов за рубеж почти вдвое превышает аналогичный показатель по внутренним поездкам. При этом существенный рост наблюдался по обоим направлениях. Традиционно популярен у наших соотечественников пляжный отдых (Египет, Турция), многим также по душе путешествия по Европе (Италия, Испания, Черногория) и экзотическим странам (ОАЭ, Таиланд).

После некоторого затишья, вызванного катастрофой корабля Costa Concordia в 2012-м, начинает заметно оживать круизный рынок туризма. Специалисты прогнозируют, что в нынешнем году объем сегмента вырастет минимум в полтора раза. Если, конечно, не дай бог, не произойдет какая-нибудь очередная громкая катастрофа.

Что касается гостей из-за рубежа, то их количество в последние годы росло в среднем на 4-5%. Большие отношения в этом плане возлагались на Олимпиаду в Сочи. К сожалению, события в Крыму во многом смазали произведенное благоприятное впечатление. К тому же остались актуальными старые проблемы: плохо развитая инфраструктура, недостаток квалифицированного персонала, дороговизна.

Отечественный рынок туризма: растет число внутренних поездок

Число поездок внутри страны тоже стабильно увеличивается. Кстати, показатели нынешнего года могут вырасти за счет того, что поездки в Крым будут причисляться теперь к категории внутренних. Вообще, в этом направлении потенциал во многих регионах просто огромный. Но, опять-таки, развитие сегмента тормозят те же факторы, что перечислены выше.

Как ни странно это звучит, но рынок туризма в России может выиграть и от ухудшения позиций рубля. Возросший курс евро и доллара означает подорожание путевок на отдых за границей. По мнению руководства Ростуризма, отечественные производители услуг от этого только выиграют. Интересно, что думают рядовые россияне по поводу такой оригинальной трактовки сложившейся экономической ситуации.

Усложняется законодательство, турагентства стали «покладистее» к операторам

банкротство "Капитал-Тур"Ряд скандалов, связанных с банкротством отдельных крупных игроков отечественного рынка туризма, заставил правительство РФ серьезно задуматься о проведении реформы в законодательстве, которое регулирует деятельность турагентств. Одним из нововведений станет компенсационный фонд, гарантирующий, что теперь путешественникам не грозит из-за проблем туроператора надолго застрять в чужой стране без средств и надежды впоследствии получить на родине хотя бы какую-нибудь компенсацию.

Выросло количество агентств, особенно это заметно в регионах. Подобное явление связано в первую очередь с увеличением выездного турпотока. Прошлый год для рынка туризма в России ознаменовался также тем, что агентства наконец-то перестали серьезно давить на операторов размером комиссии. Основной причиной такой покладистости стало банкротство одного из крупнейших игроков отрасли «Капитал-Тур», который позволял себе выплачивать турфирмам до 18%.

Наступает время on-line?

онлайн-бронирование развиваетсяОднако даже решение локальной проблемы с турагентствами не дает операторам возможности сильно расслабиться. Главный их противник сегодня – онлайн сервисы бронирования. К счастью для них, пока существуют такие факторы, как проблемы с оформлением виз и практически полное отсутствие авиакомпаний, предлагающих недорогие перелеты.

Если визовый вопрос туристам зачастую удается решить, то отсутствие регулярных пассажирских авиаперевозок по доступным ценам является очень серьезным козырем крупных игроков рынка туризма в России. До тех пор, пока что-нибудь в этом направлении не изменится, большинство людей будут продолжать пользоваться услугами посредников.

Относительно недавно возникла еще одна тенденция. Речь идет об участившихся случаях прямых продаж туров через интернет непосредственно туроператорами. Занимаются подобной деятельностью далеко не все, да и организации, практикующие такое, обычно стараются сильно это не афишировать. Причина «скромности» вполне объяснима – нежелание вступать в открытый конфликт с турагентствами.

Общая доля таких продаж, даже с учетом крупнейших игроков рынка туризма, как правило, составляет порядка 2% от оборота. Если операторы и в дальнейшем будут придерживаться той же линии и не станут проявлять в данном направлении излишнюю активность, то этот показатель вряд ли превысит 5%. То есть, пока отечественным турагентствам беспокоиться особо нечего.



Комментарии
{**}