Рынок молочной продукции продолжает развиваться

11 июня 2014, 08:04 3440

В прошлом году отечественный рынок молочной продукции пережил не лучшие времена. К традиционным проблемам отрасли прибавились последствия засухи 2012, вследствие которой значительно сократилось поголовье всего крупного рогатого скота. Естественно, что, в свою очередь, это привело к снижению показателей продуктивности дойного стада и увеличению цен на сырье.

Краткий анализ рынка молочной продукции за 2013 год

рынок молочной продукцииСогласно статистике, в 2013 году общее поголовье коров в стране сократилось на 2,4%. При этом наблюдалось значительное увеличения количества представительниц мясных и помесных пород, что во многом связано с активной господдержкой этого сегмента. Если не учитывать этих коров в общем объеме дойного стада, мы получим сокращение уже на целых 8%. В последний раз нечто подобное наблюдалось в далеком 2005 году.

Показатели начала 2014-го свидетельствуют о том, что ожидать серьезного улучшения в ближайшее время, скорее всего, не приходится. В первые два месяца было получено 2 135,9 тыс. т. молока. Это на 0,3% меньше, чем валовой надой за аналогичный период 2013-го. Цены же на рынке молочной продукции в России, наоборот, растут, причем весьма неплохими темпами.

Цены на рынке молочной продукции в России

цены на молочные продуктыПо состоянию на первое апреля стоимость закупки коровьего молока у производителей составила в среднем 19,8 р./кг. Это на 31,2% дороже, чем было в это же время в 2013-м. Средняя стоимость производства молока к вышеуказанной дате находилась на отметке 27,3 р./л., что на 19,1% больше, чем в прошлом году. Сливочное масло подорожало на 28,4% (276,3 р./кг), твердые сыры – на 24,2% (250,8 р./кг).

Анализ рынка молочной продукции также показывает (в принципе читатели и сами могут видеть это в магазинах), что существенно выросли цены для потребителей. Первого апреля среднестатистический россиянин мог купить разливное молоко за 35,7 р./л. (на 16,7% дороже, чем год назад), отечественное сливочное масло и твердый сычужный сыр за 303,7 р./кг (+25,7%) и 311,6 р./кг (+24,4%) соответственно. Учитывая нестабильное состояние рубля можно предположить, что это далеко не предел.

Импорт

Следует отметить, что увеличение стоимости продуктов в магазинах связано не только с подорожанием исходного сырья. Поднявшиеся в результате прошлогодней засухи в Новой Зеландии цены пока не спешат опускаться. Так что, это общемировая тенденция. Ну и, конечно, проводя анализ рынка молочной продукции нельзя не остановиться на таком моменте, как импорт.

По данным ФТС России (статистика по торговле с Казахстаном и Беларусью не учитывалась) физический объем ввоза молока за период с января по апрель составил 24,1 тыс. т., что на 35,9% больше, чем было к этому моменту в 2013-м. В стоимостном выражении мы потратили 69,9 млн долларов (+64,3%).

Импорт сливочного масла вырос до 31,1 тыс. т. (+25,9%), что обошлось в 150,6 млн долларов (+50,2%). То же касается и сыворотки - 11,4 тыс. т. (+64,6%) за 20,1 млн долларов (+69,4%). Зато сыра и творога было завезено даже меньше, чем в прошлом году – 84,3 тыс. т. (-0,1%), правда, стоимость увеличилась на 9% (448,2 млн долларов).

Перспективы отрасли

увеличение поголовья коровКаким будет рынок молочной продукции в России завтра, однозначно сказать трудно. Производители сетуют на свою незащищенность в связи с засильем товаров из-за границы. Чиновники, в свою очередь, демонстрируют сдержанный оптимизм. Согласно прогнозу Минэкономразвития, к 2030 году производство увеличится до 43-46 млн т., что примерно на 30-40% больше, чем сегодня. Предполагается, что население тоже не будет отставать и начнет потреблять продукцию на 30% активнее.

В правительстве признают, что отечественным участникам рынка молочной продукции в нынешних условиях непросто, ввиду сильно возросшей конкуренции. При этом они обещают всестороннюю государственную поддержку, направленную, прежде всего, на увеличение поголовья и продуктивности дойного стада. В принципе, первые шаги в нужном направлении уже сделаны.

С 15.05.2014 года в силу вступило постановление Правительства РФ, согласно которому срок субсидирования инвестиционных займов увеличивается до 15 лет (было 8 лет), а размер – до 100% учетной ставки Центробанка РФ. Данными привилегиями смогут воспользоваться сельскохозяйственные предприятия и АПК, специализирующиеся на производстве молока.

Что касается роста конкуренции на рынке молочной продукции в России, то большинство экспертов не видят в этом ничего страшного для отечественных игроков. По их мнению, это должно стимулировать производителей пересмотреть свои принципы организации хозяйства. Например, в Европе не идут по пути увеличения численности поголовья, как у нас, а стараются усовершенствовать методы получения надоев с уже имеющегося. В этом направлении было бы неплохо поработать и нашим аграриям.



Комментарии
{**}