Рынок туристических услуг изменится?

08 мая 2014, 07:55 4885

Анализ рынка туристических услуг – дело достаточно непростое. Эта мощная отрасль развивается сегодня практически семимильными шагами. Темпы ее роста столь высоки, что некоторые аналитики уже даже называют туризм экономическим феноменом века. Звучит, может быть, слишком громко и пафосно, но факт остается фактом – количество людей, путешествующих регулярно, с каждым годом существенно увеличивается.

Мировой рынок туристических услуг

рынок туристических услугВ настоящее время мировой рынок туристических услуг формирует до 15% мирового ВВП, его доля в основных фондах составляет порядка 9%, в обороте находится примерно 9 трлн. долларов. Доходы от отрасли являются основной статьей бюджета как минимум для трети стран-участниц, для восьми десятков государств это одна из пяти основных статей. Ввиду высокого мультипликатора индустрия отдыха остается очень привлекательной для инвесторов.

2013-й в целом стал хорошим годом для международного туризма, рост показателей наблюдался практически везде. На 5% улучшила свои результаты Европа, на 6% Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором особенно «отличилась» Юго-Восточная Азия (+12%). Америка прибавила немного (+2%), главная причина этого не слишком высокая посещаемость государств Карибского бассейна и Южной Америки.

Анализ рынка туристических услуг РФ

Египет популярен среди российских туристовВ 2013 году российские граждане совершили порядка 40 млн. выездов за границу. Данный показатель на 18% превышает прошлогодний. Количество людей, выезжающих с целью отдыха, увеличилось на 21%. Традиционно популярны у наших соотечественников Египет, Кипр, Турция и Болгария, также вырос туристический поток в Таиланд (до 60%), Италию (36%), Австрию (44%) и Грецию (23%).

Гораздо хуже дело обстоит с приемом гостей. Имея огромный потенциал, рынок туристических услуг в России, тем не менее, находится примерно на одном уровне со многими африканскими странами. Место в седьмом десятке общемирового рейтинга трудно назвать положительным результатом. Планировалось, что немалым подспорьем для отрасли станет Сочинская олимпиада, однако достигнутые ею имиджевые плюсы во многом были перечеркнуты событиями на Украине.

Россия для туристов: негативные моменты

Существует множество причин недостаточного развития рынка туристических услуг в России. Прежде всего, это высокие цены и дефицит современной инфраструктуры (хороших гостиниц среднего класса, соответствующего транспорта и т.д.). Многие гости жалуются на трудности общения, возникающие вследствие незнания иностранных языков подавляющим большинством местных жителей.

Безусловно, отрицательно влияет и обилие негативной информации в зарубежных СМИ, регулярно вещающих о разгуле преступности в стране. Также часто жалуются на злоупотребления и неадекватность со стороны сотрудников полиции и прочих государственных органов. Кроме того, нельзя не отметить достаточно низкий общий уровень сервиса, в частности, просто вопиющий непрофессионализм многих сотрудников.

Что нужно изменить

песпективы Китая в сфере туризмаЧтобы улучшить ситуацию в отрасли, в первую очередь необходимо провести тщательный анализ рынка туристических услуг и на его основании сформировать маркетинговую стратегию продвижения. Что касается конкретных шагов, то они достаточно очевидны. Нужно поощрять развитие частного предпринимательства в сфере малого и среднего туризма, привлекать инвестиции, улучшать материально-техническую и законодательную базу.

Следует повышать стандарты обслуживания, активно внедряя новые методы и технологии. Также потребуется организовать обширную сеть информационных центров в наиболее посещаемых путешественниками местах. Особое внимание необходимо уделить рекламно-информационной деятельности, как внутри страны, так и за рубежом. Кстати, в настоящее время в России уже действует Федеральная программа развития туризма, призванная решить вышеперечисленные задачи.

Согласно ей планируется, что к 2018 году рынок туристических услуг в России увеличится в объеме едва – ли не в пять раз. Для реализации замысла будет выделено 100 млрд. рублей (на период 2011-2018 гг.), которые должны пойти на привлекательные инвестиционные проекты в местах с наиболее высоким потенциалом. Насколько успешным будет выполнение этой оптимистичной программы, мы увидим уже через несколько лет.

Если же брать мировой рынок туристических услуг в целом, то ему прогнозируют стабильный рост (более 5%) на протяжении десятилетия. Наиболее крупным игроком в сегменте выездного туризма станет Китай, чья доля к 2023 году может составить около 20%. Ожидается, что улучшатся показатели и у других крупных развивающихся стран (Турция, Индия, Бразилия и др.). В общем, если не случится каких-то катаклизмов всепланетного масштаба, ближайшие годы должны быть благоприятными для отрасли.



Комментарии
{**}