Российский рынок услуг стал больше

12 мая 2014, 12:18 2229

Рынок услуг в Российской Федерации, как и в любой другой стране, делится на несколько основных категорий. Прежде всего, это социальная сфера, в которую входит жилищно-коммунальное обслуживание, торговля и здравоохранение. Бытовой сервис, связь и транспорт относятся к отрасли материального производства, а искусство, наука и образование к духовным запросам. Кроме того, различают платное и бесплатное (или по символическим ценам) обслуживание.

Рынок услуг в Российской Федерации сегодня

транспортно-пассажирское обслуживаниеВ настоящее время объем рынка услуг в Российской Федерации стабильно растет, однако при этом продолжает достаточно серьезно уступать в количественном и качественном отношении большинству развитых западных стран. В общей сложности он составляет порядка половины ВВП, что является очень средним показателем. Что касается экспорта, то здесь ситуация выглядит вообще малопривлекательно. Место в третьем десятке трудно назвать почетным.

Если говорить исключительно о платном сервисе, то здесь преобладают транспортно-пассажирское, бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание. На них приходится порядка 60% от общего количества. Для примера, в Японии на досуг населения, образование и здравоохранение отводится около 80%. Разница ощутима. А теперь давайте рассмотрим одну из наиболее перспективных наших сфер – транспортную логистику.

Российский рынок логистических услуг

рынок логистических услугПрежде всего, следует отметить, что данная отрасль сегодня находится в состоянии активного развития и формирования. Темпы роста достаточно стабильны, по этому показателю Россия находится в числе лидеров, пусть и продолжает серьезно уступать «передовикам» Китаю и США. Существует и ряд минусов, мешающих российскому рынку логистических услуг развиваться еще энергичнее.

К их числу относятся: непрозрачность, высокий уровень издержек и затрат на открытие предприятия, рост конкуренции со стороны иностранных фирм. Зачастую виноваты и сами компании. То, что многие непрофильные организации предпочитают решать вопрос транспортировки силами собственных автопарков, напрямую связано с недостаточной активностью рекламных кампаний, осуществляемых отечественными перевозчиками. Это, конечно, не объективная причина, но все - же...

Если удастся решить вышеперечисленные проблемы, российский рынок логистических услуг имеет достаточно неплохие перспективы. Естественно, при условии, что экономика страны будет нормально развиваться. К сожалению, учитывая международные события, имеющие место быть этой весной, в последнем есть очень большие сомнения.

Территориальный вопрос

инфраструктура Дальнего ВостокаВ общем, состояние российского рынка услуг на сегодняшний день можно выразить примерно следующим образом: рост есть, но темпы развития во многих отраслях оставляют желать лучшего. Формирование отрасли во многом определяется неоднородностью российского пространства. Безусловно, особняком здесь стоят два столичных города, в которых концентрация сфер сервиса является наиболее высокой.

К примеру, на жителей этих мегаполисов, которые составляют немногим более 10% от всего населения РФ, приходится более 50% всех отечественных банковских учреждений, 30% высших учебных заведений и 17% врачей. Подобное состояние российского рынка услуг, естественно, не слишком устраивает регионы, которые в свою очередь можно разделить на три основных социальных типа.

Европейский Центр, в котором преобладает возрастное население, обладает относительно приличной инфраструктурой в городах. При этом у сельских жителей условия гораздо хуже. Ко второму типу относят Дальний Восток и Крайний Север, где у горожан самые высокие по стране доходы, однако недостаточно развит сервис. Завершают список юг Сибири и республики Северного Кавказа. Население этих регионов, как правило, имеет низкие доходы и слабо обеспечено даже необходимой сервисной инфраструктурой.

Вывод

Улучшить качество услуг поможет только конкуренция, если, конечно, речь не идет о государственных организациях. Частная компания должна привлекать клиентов высоким уровнем сервиса, работы персонала, рекламой и т.д. На основании своих преимуществ она выстраивает наиболее подходящую стратегию продвижения, позволяющую успешно соперничать с другими фирмами. Так должно быть в теории...

К сожалению, в своем нынешнем состоянии российский рынок услуг далеко не всегда работает по принципам честной конкуренции. Основная причина этого – недостаточная прозрачность. Подобное положение дел существенно тормозит развитие всей отрасли, поэтому нужно стараться решать данную проблему как можно быстрее. В противном случае, говорить о серьезном и энергичном наращивании объема в ближайшие годы вряд – ли доведется.



Комментарии
{**}