Рынок пива: прогноз на перспективу

11 апреля 2014, 07:01 4779

Алкогольная отрасль традиционно считается одной из самых прибыльных. Однако парадоксальность российской экономики и активные инициативы государства как ее регулятора привели не только к стагнации, но и заметному сокращению российского рынка пива. Существенно упало и производство, и потребление, причем в перспективе эта тенденция может закрепиться, считают эксперты.

Что ожидает рынок пива в России

отчёт CarlsbergКомпания Carlsberg подготовила традиционный отчет о своей деятельности за прошедший год и проанализировала ближайшие перспективы отрасли. По итогам 2013 собственные продажи Carlsberg сократились на 8%, а весь российский сектор просел на 10%. В настоящее время процесс продолжается, и специалисты компании, что падение неизбежно еще минимум на 4%. Однако уменьшение объемов производства и реализации будет неизбежно нарастать, если регулятор введет дополнительные ограничения к уже существующим.

Объективность выводов подкреплено тем фактом, что Carlsberg – ведущий игрок российского рынка пива, в портфеле которого более пятисот брендов, в том числе популярные «Балтика», «Tuborg», «Carlsberg» и «Kronenburg». Только «Балтика» занимает почти 39% российского объема производства.

Интересно, что, по мнению специалистов Carlsberg, в денежном выражении рынок пива может продолжать увеличиваться. Так, несмотря на сокращение, компания в 2013 выручила на 0,1% больше (всего Carlsberg заработал более $12 миллиардов). Однако прибыль при этом упала существенно – на $1 миллиард (2,4%).

Причины уменьшения объемов

рынок пиваАнализ рынка пива показывает, что основными причинами, повлекшими за собой уменьшение объемов потребления и, соответственно, производства продукции, стало несколько факторов. Во-первых, это общая стагнация экономики России, которая показывает только минимальный рост в некоторых отраслях. В связи с этим уменьшились доходы граждан, вынужденно сокращается потребление.

Во-вторых, государство приняло ряд регуляторных мер, которые ужесточили условия продаж и привели к удорожанию продуктов. Дополнительным фактором падения российского рынка пива стало сокращение мест торговли и введение ограничений их работы по времени. Так, постепенно снижалось количество временных объектов для реализации алкогольных напитков, а в конце 2013 в них и уличных киосках реализация алкогольных напитков запрещена вовсе.

Существенно изменились цены, что во многом связано с неоднократным ростом акцизов. С 2010 до 2014 года акциз на литр продукции с содержанием алкоголя до 8,6% поднялся в 6,5 раз (с 2,74 до 18 рублей). Это не могло не отразиться на покупательской способности граждан и спросе на товары.

Какие действия могут изменить ситуацию

Большинство производителей уверены, что существует ряд мер, которые должны быть предприняты регулятором для защиты потребителей, борьбы с алкоголизацией и стабилизации рынка пива. В первую очередь, это касается активизации антимонопольной службы и РАР в сфере ужесточения или полного запрета листингов, как это существует в США или Европе.

В Соединенных Штатах невозможно заплатить деньги и занять 80-90% всех полок в торговых сетях. Там запрещено расставлять брендированные холодильники только с одним видом продукции – все реализуется по единой стоимости, которая может корректироваться не более двух раз в год. В сравнении с этим, в РФ честная конкуренция отсутствует, что противоречит законодательству.

К примеру, местные производители занимают лучшие полки в магазинах, а самые крупные компании платят листинг и устанавливают собственные холодильники, не давая размещаться в них другим, своим прямым конкурентам.

С введением закона о запрете рекламы алкоголя в СМИ все крупные компании освободившиеся средства направили на выкуп «золотых полок». Причем часто это происходит за счет других товаров: молока, гастрономии или хлеба. Так, в нарушение законодательства, многие пытаются стимулировать уменьшающийся спрос.

Анализ рынка пива на примере светлых сортов

рынок светлого пиваТенденции по снижению объемов хорошо прослеживаются на примере наиболее популярных у потребителей светлых сортов продукции. За счет планомерного подорожания товаров в финансовом отношении это менее заметно, так как расходы по увеличению акцизного сбора и других регуляторных мероприятий легли на покупателей. Однако в количественном отношении спад налицо.

Уже три года наблюдается постепенное сокращение выпуска светлых сортов напитка. В прошлом году он составил чуть более 0,8 миллионов декалитров, что почти на 12% ниже, чем за предшествующий период. Причем наибольшие темпы падения наблюдались в декабре – на уровне 14,3%.

При этом с 2010 года средняя отпускная цена производителей поднялась почти на 23% до 252 рублей за декалитр. Наибольший скачок был в 2012 – 10%, а в прошлом году стоимость поднялась на 3,1%. Что касается розничного рынка пива в России, то здесь светлые сорта продукции только в 2013 подорожали почти на 12% (до 74 рублей за литр).



Комментарии
{**}