Рынок потребительских товаров ждет подъем

20 марта 2014, 11:00 3215

Аналитики обоснованно считают, что в 2014-15 рынок потребительских товаров и услуг будет только расти. При этом в условиях вялого экономического роста он станет значительной частью национального ВВП России. Конечно, скачкообразного прироста ожидать не приходится, в большинстве секторов он составит реальных 5-7% (если исключить инфляцию). Сегодня на традиционно популярные группы (продукты питания и повседневную продукцию) средние расходы увеличиваются на 9,5% в номинальном выражении.

Это свидетельствует о зрелости и выраженной сегментации рынка потребительских товаров, когда акцент будет делаться на клиентских предпочтениях и изменении спроса. Покупательская способность населения не становится выше, но ему приходится больше платить за покупки, значительно выросшие в цене за последние годы. Поэтому к покупкам россияне в своем большинстве относятся более взвешенно и избирательно.

Анализ рынка потребительских товаров

динамика ВВПСпециалисты давно замечали, что серьезное увеличение объемов реализации непродовольственной группы первой необходимости и продуктов питания не может продолжаться постоянно без существенного повышения доходов населения. Ежегодный номинальный рост на 20-30% закончился, иначе это стало бы негативно отражаться на стоимости других групп продукции (бытовой техники, автомобилей, одежды и т.п.).

В настоящий момент рынок товаров потребительского назначения в денежном отношении превышает 15 триллионов рублей за год, что составляет около 2% уровня ВВП. И это только продукция повседневной необходимости. Группа продукции длительного пользования может обеспечить аналогичную, если не большую цифру, а сектор услуг – не менее 1%.

По прогнозам в 2014 ожидается рост ВВП на уровне 8 процентов, и большую часть валового продукта может обеспечить рынок потребительских товаров и услуг. Если сбудется инфляционный прогноз, который на сегодня составляет 5,5%, то это половина роста всей российской экономики.

Неравномерность повседневного потребления

повседневное потреблениеХарактер спроса на продукты даже первой необходимости за последние годы сильно изменился. В период подъема экономики он рос большими темпами (на 25-30% ежегодно). В настоящий момент – не только снизился, но и стал дифференцированным, различаясь по социальным группам и местам их проживания.

В городах с населением от 500 тысяч до миллиона, к примеру, спрос практически остановился на уровне 2012. Хотя еще четыре года назад их динамика превосходила даже очень высокую столичную в полтора раза, но уже в 2010 существенно упала.

Если проводить анализ рынка потребительских товаров по отдельным городам, то получается следующая картина. Санкт-Петербург показывает снижение реальных расходов на 12% за последние годы (2012 и 2013). Москва – рост на 9%, который, правда, проявился только в первых кварталах года. Аналитики отмечают, что в конце 2013 столица ушла в глубокий минус, и пока ситуация достаточно провальная.

Что касается социальной дифференциации, то семьи с низким уровнем доходов практически не увеличили объемы закупок, реально прибавив всего 1,4%. Люди со средним достатком в прошлом году вообще сократили свои расходы на 6%. И только более богатая прослойка населения прибавила на 5-6% по отношению к 2012.

Тренды рынка потребительских товаров и услуг

Меняется отношение к покупкам, уходит некое чувство вины, что они наносят вред чему-то или кому-то (государству, природе, обществу, себе). На первое время выходит новая маркетинговая стратегия – статусность. Кроме того, постепенно сами будущие покупатели через предпочтения, ожидания и т.п. будут формировать новые изделия и услуги.

Вырастет роль Китая, который кардинально меняется и активно внедряет модные экологические инновации. Сегодня западный рынок товаров потребительского назначения выигрывает благодаря приставке «эко» на своих ярлыках. Но Поднебесная стремительно захватывает традиционно западную «зеленую» территорию.

Покупатель оказывается в выигрыше

покупатель останется в выигрышеОстрая конкурентная борьба за клиентов ожидает нас в ближайшие годы. В борьбе за покупателя будут совершенствоваться услуги, выпускаться ожидаемые товары. Многие компании уже сейчас заботятся о дополнительном сервисе, отказываясь от избыточного сбора данных, которых был некомфортным для клиентов. Большинство уверены, что за ними не нужно следить, их нужно лучше обслуживать.

Огромную роль в переформатировании рынка потребительских товаров в России станет играть интернет. Все больше людей получают доступ к сети и пользуются ее преимуществами для покупок. По прогнозам аналитиков, в мире к 2020 году появится около 30 миллиардов разнообразных устройств, подключенных к всемирной паутине. Они будут проводить мониторинг, следить за здоровьем, обеспечивать связь, помогать в осуществлении покупок и т.п.



Комментарии
{**}