Потребительский рынок Московской области: основные тенденции

21 марта 2014, 09:24 14883

Значительное замедление темпов роста слабо отразилось на покупательском спросе, как показал анализ за 2013 год. Так, потребительский рынок Московской области показал устойчивый рост, в среднем прибавив (по номинальным показателям) 16%, то есть, с учетом уровня инфляции, реальный показатель составил около 9%. К слову, в среднем по стране данные цифры радуют меньше: 9,5 и 2,8 процента соответственно, причем этот уровень обеспечен преимущественно за счет первых трех кварталов.

Откровенно провальный четвертый квартал заставил некоторых экспертов говорить о несостоятельности действующей экономической модели. Однако состояние потребительского рынка Московской области убедительно свидетельствует, что это не так. Номинально темпы роста сектора снизились, но именно он, по мнению аналитиков, станет настоящим локомотивом экономики в ближайшие годы.

Как учесть спрос и поведенческие факторы

падение продаж автоСегодня на первый план выходят предпочтения покупателей, которые ведут к ужесточению конкурентной борьбы. Показательный рост реализации повседневных товаров и продуктов питания приостановился, что говорит о зрелости потребительского рынка Московской области и России в целом. Теперь ежегодный прирост в 25-30% остается в прошлом, компаниям придется бороться за клиентов, изучать их предпочтения.

Так, к примеру, номинальное падение продаж автомобилей в количественном отношении достаточно невелико, если судить по объему выручки, которая почти не отличается от показателей 2012. Причем уменьшение коснулось, прежде всего, реализации бюджетных автомобилей. В других сегментах, напротив, наблюдается рост. К примеру, компактных внедорожников продано почти на 20% больше, и данная тенденция сохраняется и в 2014.

Противоречат состоянию кризиса и данные Ростуризма, ФМС и других служб о количестве россиян (в том числе, жителей столицы и области), отправлявшихся в прошлом году на отдых в дальнее зарубежье. Их количество выросло более чем на 20 процентов, а расходы на поездки увеличились на 18%. Эти данные противоречат информации о кризисе потребительского рынка Московской области.

Основные тренды

увеличилась реализация мобильных гаджетовНесмотря на сложности в экономической сфере, россияне выражают рост удовлетворенности уровнем доходов (на 14%). Однако стали более осторожно расходовать деньги, совершая меньше импульсных покупок (в среднем на 8%). Кроме того, можно проследить выраженные тренды, которые формируются у субъектов потребительского рынка Московской области.

Шоппинг, к примеру, из разряда развлечений переходит в разряд необходимости. Просто «поглазеть» и прицениться приходит уже меньше покупателей, причем снизилось и удовольствие от процесса покупок, потому что клиенты приходят за конкретным товаром.

Увеличилась реализация мобильных гаджетов. На фоне снижения популярности ноутбуков растер реализация смартфонов и планшетов. Однако растет и количество людей, которые сознательно отказываются от дорогих новинок, даже если в состоянии их приобрести (около 12%).

Специалисты прогнозируют, что потребительский рынок Московской области будет переживать стагнацию во многих секторах. Прежде всего, это коснется кредитования, объем которого в 2013 вырос на 61%. Постепенно снижается количество желающих получить займы.

Заказы товаров через интернет

интернет-заказыПостепенно снижается недоверие к онлайн торговле и, соответственно, растет товарооборот. Только 23% россиян никогда ничего не покупали через интернет. На основании опроса McKinsey&Company было установлено, что 90% жителей Санкт-Петербурга и столицы заказывали товары онлайн. Еще два года назад на потребительском рынке Московской области этот показатель был на 15% ниже.

Наибольшим спросом пользуется электроника (гаджеты и телефоны), книги (в том числе в цифровом формате), музыки и игры. В прошлом году в лидеры среди реализуемых через сеть товаров неожиданно вышла одежда, ее продажи возросли сразу на 20 процентов. Специалисты объясняют такой всплеск действиями жителей небольших городов, которые стали более активно использовать интернет для покупок.

Кто больше всех тратит

Согласно статистике, прирост потребительского рынка Московской области за счет семей с доходом ниже среднего был достаточно велик, в среднем за пять лет на 30-35% (в номинальном значении). Что касается семей со средним достатком, с 2009 средние объемы их трат увеличивались ежегодно менее чем на 10%, а в прошлом году практически остановились или уменьшились. В целом рост реальных трат на товары и услуги в семьях среднего уровня за пять лет достигает 20-25%.

В лидерах потребительского рынка Московской области – обеспеченные семьи с высоким уровнем доходов. За последние три года эта группа демонстрировала постоянный рост покупательского спроса. Это позволило ей показать прирост в 33-38% по итогам пятилетнего анализа.



Комментарии
{**}