Страховой сектор подчистят

22 октября 2013, 16:10 2251

Выполняя обязанности регулятора, Центробанк собирается в ближайшее время провести кардинальную чистку страхового сектора. Здесь ситуация одна из самых запутанных и сложных. Первым шагом будет отсеивание тех организаций, для которых данная деятельность не является профильной.

Какие меры будут предприниматься ЦБ?

чистка рынка страхованияВо-первых, как заявили в СБРФР, на рынке присутствует множество «пустышек». Это компании, имеющие соответствующие лицензии, но деятельность они ведут в «серой» зоне, участвуя в различных схемах по отмыванию денег, ухода от налогообложения и т.п.

Во-вторых, Центробанк усмотрел у 8 компаний, находящихся в числе двадцати ведущих в страховом секторе, признаки банкротства. Правда, какие именно, не уточнялось, как не уточнялись и «серые» схемы деятельности их коллег. Предполагается, что еще в текущем году часть из этих компаний просто уйдут с рынка.

Напомним, что сегодня страховой сектор России включает порядка 450 компаний. И между ними наблюдается настоящая пропасть по объему выплат. Так, лидеры («Согаз» и «Росгосстрах») имеют реальное количество выданных премий по договорам и страховых выплат в десять и более раз выше, чем у коллег, уже начиная с третьего десятка. А замыкают ТОП крупнейших компаний организации, имеющие вообще нулевые выплаты.

После ликвидации службы контроля финансовых рынков и перехода ее полномочий ЦБ, в России уже отозвано несколько лицензий, правда, не из числа крупнейших представителей страхового сектора. Но работа продолжается.

Что больше всего не нравится Центробанку?

что не нравится ЦентрбанкуОтсутствие понятных потребителю пакетов услуг и продуктов. Клиенты часто обнаруживают неизвестные ранее риски уже в период действия договора, не всегда имеют четкое понимание особенностей приобретаемого продукта. Компании настолько запутали потребителя в желании продать, что он просто теряется.

Поэтому самой первой задачей ЦБ в ходе наведения порядка в страховом секторе станет разработка прозрачных стандартных предложений. Это заставит участников рынка конкурировать между собой и по уровню обслуживания, и по стоимости. А клиенты смогут реально выбрать, точно понимая, что приобретают.

Подобная ситуация наблюдалась в секторе банковского кредитования. Видя данные ПСП (полная стоимость планируемого займа), клиент смог осознанно заключать договор. ПСП отражает скрытые комиссии и реальный уровень требуемых выплат. Скорее всего, именно подобный стандартный продукт будет внедрен ЦБ в страховом секторе.

Эксперты говорят о том, что здесь, как и в случае с банками, роль регулятора будет в повышении эффективности и прозрачности. В части работы с физлицами позитивные результаты деятельности ЦБ на рынке налицо, признает финансовый омбудсмен. В частности, Павел Медведев пообещал, что вопрос стандартизации продуктов страховщиков будет поставлен на совете по защите потребителей, хотя это достаточно сложный процесс.

Первое, что потребуется сделать, считает Медведев, это свести к минимуму количество предлагаемых продуктов в страховом секторе. Сегодня они очень сложны, имеют массу условий и ограничений, порой непросто понять, когда клиент вправе потребовать выплат, а также определить стоимость услуги. К примеру, чтобы не путать потребителя, несколько подобных продуктов имеет смысл заменить единым.

Стоит избавиться от неработающих или ненужных клиенту услуг. К таким, к примеру, относится «добровольное» включение в некую коллективную систему ограждения рисков, без чего некоторые банки не предоставляют кредитов. Это абсолютно выдуманная система, которая якобы защищает заемщиков, а, по сути, только способ дополнительного заработка.

Стандартизация и подробное разъяснение в интересах потребителей

Росгосстрах - один из лидеров рынкаВ отличие от банков, с которыми наши соотечественники в последнее время более-менее научились сотрудничать, страховой сектор для россиян остается достаточно туманным. Поэтому здесь требуется максимальная прозрачность и разъяснительная работа. Омбудсмен предлагает издать соответствующий документ, в котором проводилась бы квалифицированная оценка каждого продукта в сравнении с остальными. Предполагается, что после стандартизации на рынке их останется порядка 10 основных. Можно будет акцентировать внимание людей на основных моментах и условиях, пояснить, на что стоит обращать особое внимание при приобретении полиса.

К примеру, специалисты указывают на необходимость разъяснительной работы по инвестиционным полисам в страховом секторе. Часто вложенные средства направляются в высокорисковые проекты и инструменты, а покупателю демонстрируются графики ПИФов с докризисного периода, чтобы продемонстрировать повышенную доходность. Граждане должны сознательно и взвешенного принимать решение, не зависеть от красноречия и навыков убеждения агента.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}