Гостиничный бизнес в России

23 сентября 2013, 10:29 3199

Многие страны выстроили и отладили туризм таким образом, что он стал существенной частью экономики, которая является чрезвычайно прибыльной. Туризм в России и гостиничный бизнес, которые тесно взаимодействуют, позволили обеспечить сотни тысяч рабочих мест. Россия, как мало какая другая страна, обладает поистине бесконечным потенциалом для развития этих отраслей.

Конечно, необходима и правовая база, и благоприятная политическая ситуация, и множество других условий для стимулирования развития. Однако собственный гостиничный бизнес организовать достаточно реально и в сегодняшних условиях. Ведь это не только пятизвездочные отели класса элит, но и семейные пансионаты, хостелы, набирающие популярность у молодежи, мини-отели для отдыха туристов.

Особенности отечественного развития отрасли

гостиничный бизнес в РоссииСовременный гостиничный бизнес одинаково привлекателен и перспективен как для индивидуального предпринимателя, так и для крупных компаний. Первые могут отдать под хостел или мини-отель временно свободную собственную квартиру или дом. Вторые – выстроить современные многоэтажные комплексы и зарабатывать на другом уровне. Оба формата очень востребованы, так как рассчитаны на различные категории гостей.

Исторически сложилось так, что гостиничный бизнес в России в большей степени (60%) представлен крупными игроками и известными мировыми сетями. Сорок оставшихся процентов – это муниципальная и частная собственность, причем частники, в большинстве своем, расположены вблизи российских курортов и работают только посезонно.

В той же Европе все наоборот, здесь небольшие кемпинги и частные дома занимают 80% рынка. Причем они достаточно уверенно конкурируют в гостиничном бизнесе и часто побеждают в борьбе крупные отели и сети. Просто стали популярны недорогие номера, уютная атмосфера по-домашнему, предупредительный персонал и внимательность к каждому гостю.

Меняется и отношение к путешествиям, изменяются пристрастия туристов. Если раньше люди стремились в столицы рассматривать исторические памятники и музеи, то сегодня хотят спокойствия и тишины на лоне природы. Не зря в моду входят деревенские туры. Поэтому гостиничный бизнес может отлично развиваться практически в любом регионе, для этого не обязательно иметь рядом море или горнолыжный курорт.

Какой сегмент рынка предпочесть начинающему предпринимателю?

крупный гостиничный комплексРазумеется, все зависит от средств, которыми он располагает. Но, скорее всего, стартовать придется с малого отеля, то есть заведения с количеством номеров не превышающее пятидесяти. Следует правильно подобрать формат, в котором будет вестись гостиничный бизнес. От этого зависит и площадь номеров, и уровень комфорта, и месторасположение, и наличие дополнительных услуг.

В международной классификации выделяется несколько типов малых отелей. Это хостелы, бизнес или эконом класс, домашний или апарт-отель. Самые демократичные условия в хостелах, здесь достаточно элементарных удобств (несколько спальных мест в комнате, один санузел на несколько комнат и т.п.). В свою очередь, организация отдельных апартаментов (по сути, квартир из нескольких комнат с собственной кухней), иногда успешно способна конкурировать и с пятизвездочными номерами.

Правда, даже организовав гостиничный бизнес высочайшего класса с уникальным сервисом и бесконечным набором высококлассных услуг, владельцы «малого формата» не смогут в России претендовать на «звездность». К слову, чтобы обеспечить успех, специалисты не советуют смешивать номера различного класса в одном небольшом заведении. Гость из отдельных апартаментов и обитатель хостела под одной крышей несовместимы. Чтобы не потерять репутацию, не стоит рассчитывать на почасовую аренду, разве что для этих целей вы и открываетесь.

Сколько это стоит и на чем основывается успех?

мини-отельПервоначальные вложения в гостиничный бизнес достаточно существенные. Во-первых, это помещение, выведенное из жилого фонда. Плюс к данному помещению предъявляют повышенные требования практически все контролирующие органы. Поэтому, чтобы не разориться на систематических взятках и штрафах, необходимо все сделать по правилам и нормам. Особенно, если у вас предусматривается пищеблок для гостей или отдельные мини-кухни для постояльцев.

Оптимально открыться на площади от 300 м² и более. Прямые расходы (покупка, перепланировка, ремонт, мебель, нужное оборудование) выльются в 20-30 миллионов. Однако не стоит пугаться величине цифр, так как данный сегмент рынка – один из самых прибыльных, здесь средняя доходность колеблется от 15 до 75%. Поэтому окупаемость составляет около пяти лет.

Очень важно особое внимание уделить подбору персонала. В этом – один из главных залогов успеха. И не торопитесь сразу предлагать дополнительные услуги самостоятельно. Тренажерный зал, ресторанное питание или услуги парикмахера вполне можно вначале отдать на аутсорсинг.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}