Банк будущего

05 июля 2013, 12:54 7274

Именно финансовый сектор стал причиной мировых экономических проблем, поэтому его реформирование и даже кардинальная перестройка напрашивается. Вопрос только в том, каким видится банк будущего специалистам. Некоторые отдают предпочтения традициям и презентабельным офисам, другие видят решение во внедрении инноваций в сфере IT. Причем последнее не связывается с кризисными ситуациями вообще.

Этот вездесущий Интернет

вездесущий ИнтернетЖизненный уклад человека ускорился в разы за последние десятилетия. Уже никто не желает тратить время на очередь к оператору или кассиру, пользоваться бумажной документацией, расходовать лишние минуты на дорогу. Именно поэтому банк будущего становится своеобразным синонимом Интернету.

Сегодня в стране сетевые услуги ведущих игроков финансового рынка развиваются очень быстро, обещая в перспективе почти стопроцентный отказ от офисного обслуживания. Спрос на подобные услуги чрезвычайно высок и у юрлиц, и у частных клиентов. Суть их проста: все управление счетами, картами и вкладами производится дистанционно на специализированном ресурсе в режиме онлайн.

Набор функций уже действующих подобных систем банков будущего позволяет легко осуществлять любую операцию, которая проводится оператором в офисе, кроме получения и передачи наличности. Это операции с безналичной валютой, проводка безналичных платежей, осуществление оплат за коммуналку, связь, телевидение и интернет, погашение процентов по кредитным обязательствам, контроль счетов и остатков денег на карте.

Правда, юридические лица пока ограничены в разнообразии услуг. Им разрешено открывать счета, формировать платежные поручения, осуществлять переводы, заключать договора и получать выписки. Тем не менее, организация подобных услуг в банках будущего удобна клиентам – достаточно компьютера и сетевого подключения. Выгодно это и финансистам: сокращается нагрузка на персонал, обслуживание на порядок дешевле, легко привлекаются новые клиенты, операции проводятся более интенсивно.

Почему тормозится развитие таких систем

интернет-банкингСегодня в мире финансовые услуги через интернет получает более четырехсот миллионов пользователей, в развитых странах более 90% экономики ею уже охвачено. Однако в России доля клиентов, имеющих возможность управлять своими деньгами через сеть, крайне низкая и исчисляется несколькими процентами. Даже ведущие банки из первой десятки только недавно ввели интернет-банкинг (тот же Сбербанк начал внедрение в 2007 году).

Причины достаточно банальны. О каком банке будущего может идти речь, если во многих регионах наличие самого Интернета главная проблема. Кроме доступности сети есть и еще один аспект – слабо развита компьютерная и финансовая грамотность потенциальных клиентов.

Закономерные опасения касаются виртуальной безопасности. Конечно, применяется несколько уровней защиты, начиная от разовых паролей с обязательным подтверждением через СМС до электронных подписей, что затрудняет серьезные атаки. Однако проблема этим стопроцентно не решается. К примеру, имеется угроза фишинга (копирование интерфейса площадки мошенниками с целью получения данных карт и счетов, паролей и пин-кодов).

Опасение у руководителей финучреждений вызывает и факт, что банк будущего в своей дистанционной версии потеряет лояльность клиентов, связанную с «живым» общением. Этого, правда, достаточно легко избежать, максимально удовлетворяя потребности и совершенствуя услуги.

Как должен развиваться банк будущего

как будет развиваться банк будущегоЕго интернет-функционал должен иметь собственную изюминку, быть совершеннее конкурентов и предлагать максимально разнообразный online-сервис. Именно пользователь становится значимой фигурой для развития. Интуитивно понятный и привлекательный интерфейс и простое юзабилити с минимумом специфических терминов разрушат психологический дискомфорт пользователя, привлекут новых.

Можно утверждать, что банк будущего пока только формируется. Тенденции что в мире, что на отечественном финансовом рынке, довольно схожи: наращивание постоянных пользователей услугами через интернет, увеличение спроса на online-сервисы. Каждый владелец подобной системы стремится максимально использовать функциональные новинки, в том числе объединяя их с электронными платежными системами.

Полноценный банк будущего будет обладать несколькими основными чертами. Например, исчезнут многочисленные офисы и отделения, все процессы будут происходить в виртуальной среде. В режиме онлайн будет контролироваться финансовое состояние каждого клиента, причем ему будут подсказывать наиболее эффективный способ размещения денег для каждой цели (депозит, накопление на покупку или отпуск, пенсионная программа и т.п.). Наверняка будет реализована интеграция с соцсетями и много другое.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}