Алкогольный рынок России

02 мая 2013, 10:41 11877

Если в докризисный период алкогольный рынок России показывал бурный рост, то в последние пять лет ситуация кардинально поменялась. Связано это с несколькими тенденциями, которые проявились в экономической политике. Во-первых, ужесточилась борьба с нелегальным производством и контроль реализации спирта. Во-вторых, регулярное повышение акцизного сбора, что постепенно делает продукцию компаний дороже, отсекая сравнительно недорогие виды и сорта вино-водочной продукции, которые становятся менее рентабельными.

Тенденции последних лет

увеличилось производство крепких напитков

В период с 2008 по 2013 годы наблюдается ежегодное сокращение выпуска спиртосодержащих напитков – с более чем 19 миллиарда до почти 15 миллиардов литров (всего объемы производства упали на 21,1%). Причем максимальное снижение производства алкогольный рынок россии показал в прошлом году, уменьшившись, по сравнению с 2011, на 9,8%. Как это ни парадоксально в свете последнего роста потребления вин, слабоалкогольных напитков и пива, наибольший уровень снижения производства показал именно этот сегмент.

Существенный рост на этом фоне продемонстрировали производители крепких напитков. Выпуск водки и ликероводочной продукции увеличился почти на 13,5%, еще больше прибавили компании, изготавливающие коньяки и винные миксы, увеличив их выпуск на 16%. Данный факт вовсе не указывает на то, что алкогольный рынок России начинает резкий прорыв в сторону напитков повышенной крепости.

Просто акцизный сбор, который рос постепенно и сравнительно незаметно, увеличился огромным скачком на треть (до 400 рублей за литр чистого спирта) с 1 января. Поэтому все производители стремились в последние месяцы 2012 года работать на максимальной мощности, чтобы обеспечить себя продукцией по старым тарифам, насколько было возможно. И первые месяцы этого года практически не работали. Поэтому в перспективе по итогам года мы увидим стабильное сокращение выпуска, как считают специалисты.

Структура рынка алкоголя

структура рынка алкоголя

Это один из самых рентабельных и востребованных товаров, что делает производство вино-водочных напитков очень выгодным. Однако прихода новых игроков на алкогольный рынок России пока не ожидается. Скорее, действующие компании расширяют ассортимент, осваивая «смежные» направления. Основную скрипку продолжат играть раскрученные бренды, которые успешно вошли в глобальные торговые сети. Небольшие производители регионального уровня заметного влияния не оказывают.

Продолжается постепенный рост реализации слабоалкогольных напитков (пива и различных миксов) и постепенное снижение доли крепких напитков (водки и коньяков). Вторая заметная тенденция заключается в росте спроса на дорогие сорта напитков, отличающиеся качеством, большое значение приобрело понятие «престижности» напитков.

За последние годы заметно сократилось количество брендов, которыми ранее был богат алкогольный рынок России. В настоящее время несколько отечественных и зарубежных торговых марок заняли устойчивое доминирующее положение по каждому из основных направлений: водочному, пивному и винному.

Все ведущие компании, которые действуют на рынке алкоголя, имеют собственные сети дистрибьюции, что упрощает организацию ее сбыта. Причина такого подхода к маркетингу кроется в изменении торговой системы в стране. На смену мелким магазинам, киоскам, рынкам и оптовым складам пришлисети супермаркетов, что заставило компании пересмотреть формат работы с реализацией и продвижением продукции (использование торговых агентов, проведение мерчандайзинга и т.п.).

Контроль вино-водочной отрасли

ЕГАИС

Государство стремится жестко контролировать рынок алкоголя в России не только путем борьбы с нелегалами. Ужесточились требования к предпринимателям и торговым точкам, реализующим спиртосодержащую продукцию, повысились пошлины и сборы, что наиболее отразилось на мелком бизнесе. Намерения правительства заключаются в полном контроле легальной розничной вино-водочной  торговли уже в следующем 2014, а до конца текущего планируется взять под контроль торговлю во всех крупных городах страны.

Постепенно каждый магазин, торгующий спиртным, будет включен в общий реестр информационной системы ЕГАИС, которая будет фиксировать реализацию каждой (!) бутылки. Специальный штрих-код на акцизной марке будет содержать всю информацию о производителе спиртного (от названия до адреса и номера лицензии). Официально считается, что введение такого контроля к дополнительным расходам не ведет и может быть легко проведено. Для крупных сетей это, возможно, и так, но алкогольный рынок россии может долгое время лихорадить. Остальные предприниматели от продажи водки и вина могут отказаться вообще.

Зачем такие меры? Предполагается, что средняя стоимость «поллитровки» к 2014 году вполне может достичь 250 рублей. Для нелегалов это до 400% чистой прибыли. Именно против них в первую очередь направлены данные ужесточения алкогольного рынка в розничной торговле.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}