Аутсорсинг в россии

30 апреля 2013, 12:04 4025

Рынок аутсорсинга развивается очень бурно, причем доказывать его преимущества последние несколько лет уже никому не нужно, труднее решиться начать. Так принято называть обращение к сторонним компаниям и отдельным специалистам для решения своих задач, ведения и реорганизации бизнес-процессов, бухгалтерского учета, снабжения, реализации продукции и многого еще.

Точнее, аутсорсинг в России – это все околобизнесовые задачи, что могут быть решены за счет сторонних ресурсов и силами сторонних работников. При этом такой специалист может привлекаться частично, на полную занятость или работать удаленно.

Бухгалтера как первопроходцы 

бухгалтера - первые аутсорсерыТрадиционно сложилось, что содержать бухгалтера малому (иногда – даже среднему) бизнесу было накладно. Постепенно сложилась целая категория специалистов, которые, помимо основной работы, «вели» одну или несколько фирм, занимаясь этим несколько часов в неделю и получая сравнительно неплохое вознаграждение.

Так, собственно, и появились первые аутсорсеры в России.

Сегодня многие владельцы бизнеса предпочитают вести бухгалтерию и налоговую отчетность через специализированные компании. Вполне резонно считается, что существует только три причины, по которым фирма должна иметь собственную бухгалтерию. Во-первых, если это группа компаний или очень сложное структурное подразделение с множеством филиалов, «дочерей» и направлений деятельности. Здесь бухгалтерия становится внутренним аутсорсером фирмы, обслуживая все ее структуры.

Во-вторых, сторонние работники в России в качестве бухгалтеров не приветствуется там, где необходимо сохранение тайн и секретов (сомнительная деятельность, уклонение от налогообложения, ведение незаконного бизнеса). В-третьих, когда владелец гордится своим статусом и дополнительное подразделение (бухгалтерия) придает важность занимаемой должности и солидность фирме. В остальных случаях аутсорсинг в России оправдывается полностью.

Темпы роста привлеченных услуг

структура рынка аутсорсингаКак и во многих других инновациях, мы успешно отстаем и здесь, причем не только от пресловутого Запада, но даже и от консервативного когда-то Востока. К примеру, государственная программа Китая предполагает обучить (за бюджетные средства) и подготовить к работе 1,2 миллиона сертифицированных удаленных специалистов уже к 1015 году.

Аутсорсинг в России в трети случаев направлен на сокращение издержек заказчика, около 12% сторонних специалистов работают в IT сфере, они привлечены из-за сложностей IT процессов и невозможности содержать собственного специалиста. Вместе с тем, более 30% потенциальных заказчиков услуги недостаточно осведомлены о подобных услугах и не планируют переходить на них.

Следует отметить, что рынок аутсорсинга в России пока развит достаточно слабо, конкуренции на нем практически нет. Пока наблюдается недоверие к таким компаниям, причем во многих случаях оно обосновано низким качеством услуг. Если на том же Западе заказчик заинтересован в поиске надежного удаленного работника, то в России наоборот – подрядчик активно доказывает необходимость услуг привлеченных работников в принципе, а уже потом предлагает себя в качестве исполнителя.

Сегодня аутсорсинг в России привлекается на не критичные для компаний направления работы: IT, бухгалтерия (функции учета для крупных компаний), логистика, снабжение, клининг, охрана, то есть, напрямую не связанные с бизнес-процессами.

Есть такая профессия

профессия аутсорсерПока аутсорсинг в России только в начале пути становления, к профессиональным специалистам предъявляются повышенные требования. Это не только знания, но и общая эрудиция, навыки правильного общения, способность одновременно контролировать несколько задач. Здесь уровень общения клиента и подрядчика необычайно тесен, причем последний обязан глубоко интегрироваться в компанию, а заказчик должен правильно подготовиться к передаче задач для стороннего решения и управления.

Переход на использование "удаленки" требует формализации и оптимизации многих процессов. Причем работа должна быть рассчитана на перспективу, потому что выйти из аутсорсинга еще сложнее. Именно поэтому стратегия сотрудничества заказчика и специализированной компании строится на долгосрочный период с дальним прогнозом и расчетом взаимовыгодности сотрудничества.

Но вначале заказчика необходимо еще получить. Аутсорсинг в России имеет специфику, так традиционные способы рекламы и продажи услуг (работа менеджеров, прямая реклама, конференции, интернет, рекомендации и т.п.) не очень эффективны. Нужно пока еще активно внедрять в умы владельцев и руководителей саму концепцию привлечения сторонних ресурсов для своего бизнеса. В отличие от бизнеса большинства экономически развитых стран, полное понимание аутсорсинговых отношений отечественными бизнесменами, а также их выгодность пока недостаточны.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}