Рынок коммерческих перевозок пассажиров в Москве

19 апреля 2013, 10:26 2465

Транспортные изменения

Нововведения транспортного департамента в МосквеДепартамент транспорта столицы активно внедряет нововведения. Не так давно жители Москвы столкнулись с платными парковками и выделенными полосами на улицах города. Руководитель данного департамента Максим Ликсутов сообщил, что доля частных коммерческих перевозок пассажиров столицы на рынке наземного транспорта составляет 30-40%. При этом порядка 30 миллиардов рублей находится в теневом обороте. Власти планируют уже через два года свести к минимуму количество автобусов малой вместимости. Практика использования нескольких операторов на одном маршруте также потерпит изменения.

В мире принято считать, что одним из симптомов слабости государственного регулирования является обилие маршруток. Особенно если коммерческие перевозки пассажиров дублируют друг друга. В Западной Европе частные операторы мини-автобусов, которые следуют по маршруту больших перевозчиков, практически отсутствуют. Профессор из Колумбийского университета Дэвид Кинг провел исследование коммерческих перевозок пассажиров в Нью-Йорке. Согласно полученным данным, там работает 300 легальных маршруток-минивэнов, а также 500 нелегальных. Они пользуются популярностью в тех районах города, где отсутствует метро и автобусы.

Коммерческие перевозки пассажиров наиболее распространены в странах третьего мира, а также в развивающихся странах. Например, в Аддис-Абебе, столице Эфиопии, насчитывается десять тысяч микроавтобусов. При этом население города составляет 3 миллиона человек. В разных уголках мира частные и государственные перевозчики сосуществуют по-разному. В ближайшие годы Москве предстоит определиться, какой из вариантов – европейский, африканский, американский – больше всего ей подходит.

Особенности коммерческих перевозок пассажиров в Аргентине и Великобритании


общественный транспорт АргентиныВ начале ХХ века Аргентина славилась тем, что успешно занималась торговлей зерном и мясом. Тогда в Буэнос-Айресе появились трамваи и автобусы, впервые было построено метро на территории Южной Америки, а в 1928 году в городскую систему добавились маршрутные такси. Местные называли их колективо. Их транспортная сеть быстро разрасталась, водители колективо делали все возможное, чтобы перехватить людей на обычных остановках. В конце ХХ века частные операторы мини-автобусов перешли на автобусы обычных размеров. Но обязанность продавать билеты сняли с них только 17 лет назад.

Исторические события, которые развернулись в городе Северной Ирландии Белфасте, существенно повлияли на коммерческие перевозки пассажиров. Для предотвращения конфликтов между католиками и протестантами-лоялистами Белфаст был разделен стенами. Таким образом, в каждом районе образовалась своя сеть маршрутов. После восстановления мира функцию общественного транспорта сохранили легковые кебы, которые привлекают туристов тем, что возят их по местам боевых столкновений, рассказывают об истории конфликтов, показывают интересные места.

Танзания и Германия


транспорт в ТанзанииДля Всемирного банка проводилось исследование коммерческих перевозок пассажиров в Африке. Согласно полученным данным, в экономических столицах стран стандартными автобусами пользуется в два раза меньше людей, чем их мини-версиями. В столице Танзании городской перевозчик не справлялся со своими обязанностями и не мог поддерживать маршрутную сеть, поэтому постепенно сокращалось количество транспортных средств. Маршрутки, по сравнению с большими и неповоротливыми автобусами, намного удобней, поскольку в Дар-эс-Саламе только 39% дорог имеют твердое покрытие.

В 2008 году в столице с населением в три миллиона жителей не осталось больших автобусов. Объясняется это не только состоянием дорог, но и небольшой стоимостью мини-автобусов. Таким образом, государственного оператора вытеснили маршрутки. Абсолютно противоположная ситуация сложилась в столице Германии Берлине. Там коммерческими перевозками пассажиров занимается единый государственный оператор. Общественный транспорт города работает очень пунктуально. Расписание движения можно посмотреть на сайте. Транспортная система Берлина частных перевозчиков не предусматривает. Те могут заниматься только туристическими маршрутами.

Общественным транспортом там занимается компания Berliner Verkehrsbetriebe (BVG), которая полностью принадлежит городу. В 2011 году выручка компании составила 900 миллионов долларов, а убыток 100 миллионов долларов. За тот же период российский «Мосгортранс» выручил примерно столько же (1,16 миллиардов долларов), но при этом сумел остаться в плюсе (5,5 млн. прибыли), несмотря на то, что стоимость проезда в Москве в 3-4 раза меньше, чем в Берлине. Объясняется такая ситуация тем, что большую часть выручки (720 миллионов долларов) «Мосгортранса» составляют компенсации из бюджета расходов на льготников.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}