Важные авиаперевозки для России

17 августа 2012, 23:34 3375

Государственная программа глазами министра транспорта

Как показывает мировая практика, система обязательных общественных услуг должна формироваться на законодательном уровне и обеспечивать необходимые социально значимые авиационные перевозки, утверждает глава Минтранса Максим Соколов.

Одной из форм привлечения авиакомпаний, по его мнению, может стать предоставление исключительного права на эксплуатацию воздушной линии на период до 3 лет, а также субсидирование из государственного бюджета и других источников. Объем такой поддержки государством США в 2012 году составил $143 млн. Министр полагает, что если предложение будет должным образом проработано и поддержано, тогда инициатива станет возможным совершенствование отечественных программ субсидирования.

Замкнутый круг сферы авиаперевозок

важные авиаперевозки для РоссииРуководитель отдела бизнес-оценки АКГ «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев считает, что данная мера приведет к увеличению объемов самих перевозок, так как сегодня они ниже реальных потребностей. Эксперт полагает, что к вопросу субсидирования авиаперевозок необходимо подходить комплексно. В первую очередь нужно учитывать позицию владельцев инфраструктуры, авиакомпаний, отечественных производителей самолетов, и банков, кредитующих приобретение авиатранспорта.

Дорофеев добавляет, что региональные аэропорты сегодня убыточны или, по меньшей мере, малоприбыльны. Невысокий поток перевозок снижает привлекательность объекты инфраструктуры в глазах инвесторов. Спрос на билеты низкий из-за невысоких доходов населения и высоких цен на билеты, зависящих от стоимости топлива, услуг лизинга и самых самолетов. Грузовые перевозки выгоднее осуществлять через железнодорожные сообщения. Авиакомпании не располагают достаточным количеством средств, чтобы приобретать новую технику, а производители самолетов для региональных перевозок, не имея необходимого количества предзаказов, не могут выйти на уровень усовершенствованного производства.

В итоге получаем замкнутый круг, который способна разорвать только государственная программа развития авиаперевозок. Декларируемые условия государственной поддержки для осуществления перевозок по социально значимым направлениям могут принести выгоду не только для отрасли, но также и для всей российской экономики в целом, уверен эксперт.

Выгода для отдельных авиакомпаний

Максим СоколовАналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк считает, что такая мера приемлема только для определенных типов авиаперевозок, к примеру, медицинских. В отношении рынка в целом пока не понятно, что будет входить в число социально значимых перевозок, и как будут распределяться воздушные линии. Многое зависит от отбора авиакомпаний для совершения социально значимых перевозок. При этом перевозчики могут получить гарантированный заказ от государства, что повысит конкурентные преимущества компании.

По словам начальника отдела методологии оценочной деятельности "МЭФ-Аудит" Константина Гречухина, тема региональных перевозок поднимается давно. Для больших авиакомпаний данный вид деятельности не представляет особой выгоды, а остальные – могут быть заинтересованы. По мнению аналитика, программа не способна стать формой давления на частный бизнес. Но создание перечня требований к обеспечению достойного сервиса и качества услуг необходимо. Гречухин уверен, что такой подход может гарантировать стабильный доход для авиакомпаний в течение определенного времени, а также удобные перевозки для пассажиров в любое время.

Субсидирование авиакомпаний

2к-аудитПетр Клюев, эксперт «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл», в свою очередь заметил, что отечественные региональные перевозки, безусловно, нуждаются в субсидировании. Стоимость билета на внутренних линиях иногда превышает стоимость поездки на международных линиях. Население России в основном не может себе позволить данный вид транспорта, а существующая система субсидирования касается в основном дальневосточных регионов. Регионы сами могут дополнительно субсидировать внутрирегиональные перевозки, как делают, к примеру, власти Хабаровского края. Но аналитик уверен, что систему социальных перевозок необходимо развивать.

Следующим важным моментом в развитии отрасли Клюев видит обновление регионального парка. Сегодняшний парк составляют и самолеты еще 70-х годов прошлого века, и самолеты, взятые в лизинг. Конечно, большие затраты на них влияют и на стоимость билетов. По мнению эксперта, государству необходимо также позаботиться о поддержке авиаперевозчиков в обновлении парка. Собственных средств у авиакомпаний не хватает.

Эксперт ИФК «Солид» Эльвира Малахова, в свою очередь, напоминает о риске роста коррупции, провоцируемого возможностью чиновников направлять субсидии в нерентабельный бизнес. Но в то же время аналитик отмечает позитивность инициативы Минтранса. По ее мнению, решение может поднять имидж государства в глазах тех, кто действительно нуждается в социально значимых перевозках.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}