Проблемы дорожного строительства в России

09 апреля 2014, 08:59 3081

18 марта этого года в Высшей школе экономики прошел четвертый семинар серии "Инфраструктура будущего". Тема данного семинара звучала так: "Дороги, которые мы выбираем: конфликты и компромиссы в строительстве".
Какие же вопросы были поставлены на данном семинаре и к каким ответам в итоге пришли участники, а также мнение независимого эксперта, - обо всем этом узнаем далее.

Социально-политические проблемы транспортной инфраструктуры

дорогиПроблема строительства транспортной инфраструктуры в Москве была поднята на семинаре не только с точки зрения весьма затратного мероприятия, а также с социально-политической точки зрения. Дело в том, что, несмотря на объективно позитивный результат реализации дорожных проектов, они приводят к массовым недовольствам и даже формированию общественных движений, выступающих против строительства. 
Кроме того, к ряду осложнений приводит проведение мероприятий, связанных с выкупом земельных участков в зоне трассирования нового дорожного объекта и прочее. Так, эти и некоторые другие проблемы были обсуждены на семинаре с целью прийти к их оптимальному решению. Издание "Slon.ru" приводит в сокращении выступления некоторых из участников.
О положении развития транспортной инфраструктуры России на мировой арене, а также о публичных слушаниях рассказал заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Костин:"По развитию дорожной инфраструктуры Россия стоит на 136-м месте – не думаю, что это отражает имеющийся у нас потенциал. Я бы говорил о программах развития дорог как федерального, так и местного значения.
Мэрия Москвы сознательно пошла на то, чтобы не отменять публичные слушания. Очень проблематичным оказывается их проведение на присоединенной территории. Причина вот в чем: на стадии строительства застройщики и местные власти, игнорируя принятые документы, просто не соблюдают правил и все застраивают. Поэтому почти все объекты присоединенных территорий конфликтны, а улично-дорожная сеть там не развита. После получения всех материалов мы обязательно просматриваем замечания жителей, но решения – это ответственность мэрии. Там, где это возможно, мы отменяем принятие планировки или вносим изменения. Очень сложно на начальном этапе учесть все, что будет в проекте, потому что в неполном объеме изучены геологические условия, где-то не учтены коммуникации".

Люди везде и всегда выступают против инфраструктурных проектов

ПротестыЗаведующая кафедрой анализа социальных институтов, профессор Высшей школы экономики Инна Девятко рассказала о том, почему люди везде и всегда протестуют против инфраструктурных проектов:
"Когнитивная социальная наука объясняет, почему люди часто оценивают подобные изменения негативно. Можно утверждать, что негативные оценки любых изменений – проекта застройки, каких-то решений муниципальных властей – зависят от того, воспринимаются ли они как потери и издержки, вызванные преднамеренными действиями властей. Я думаю, что именно преднамеренность здесь существенна, понятно, что непреднамеренный ущерб в большинстве правовых традиций, в том числе в нашей, почти никогда не подлежит компенсации.
Здесь действует общий принцип неприятия потерь, определяющий негативное мнение людей по очень широкому кругу вопросов. Например, в том, как обычные люди оценивают справедливость или несправедливость, скажем, повышения цен. При прочих равных потенциальные потери оказываются более значимыми, чем потенциальные выгоды. Поэтому выгоды третьей стороны – не очень сильный аргумент для тех, кто воспринимает издержки реализации проекта как собственные потери. Однако иногда люди готовы смириться с некоторыми неудобствами. Важно, чтобы изменение в издержках не казалось им несправедливым и неприемлемым. А это зависит от точки отсчета, обычно за нее берется некоторый статус-кво, который воспринимается как норма".
Ямы на дорогахОб этом же говорит и эксперт инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Алексей Захаров корреспонденту агенства "Деловые новости". По мнению эксперта, массовые недовольства населения по данному поводу – явление вполне естественное и общемировое. "Это в какой-то степени мода, с одной стороны, с другой стороны, - вполне понятное нежелание человека", - говорит он. Действительно, человеку не так просто отказаться от дома и земли, положив на них всю жизнь, взамен на деньги в связи тем, что его участок входит в зону проектируемого строительства. Алексей Захаров уверен: "Особых подвижек в развитии инфраструктуры не видно. Основная причина тому, как мне кажется, – отсутствие системного подхода к решению транспортных проблем".
Именно эти проблемы – проблемы, связанные с транспортной инфраструкторой в России,обсуждались на семинаре в ВШЭ, что позволило сделать небольшой шаг в сторону их решения.



Комментарии
{**}