Бюджетное послание Путина рассчитано на новую волну кризиса

08 июля 2012, 14:16 4907

Бюджетное послание президента России

послание президента ПутинаВыступив с бюджетным посланием в Кремле, президент РФ Владимир Путин рассмотрел основные проблемах бюджетной политики России. Как отметил президент, бюджетная система страны значительно зависит от ситуации на мировых сырьевых рынках. Это ограничивает бюджетные маневры и дальнейшее развитие экономики. При этом бюджетные обязательства не смогут быть существенно сокращены при социальной направленности их значительной части.

По мнению Путина, нынешнюю структуру бюджетных расходов нельзя считать оптимальной для стимулирования развития экономики. Реализация важных инфраструктурных проектов недостаточно финансирована. Эффективность расходов находится на низком уровне, так как отсутствует полноценное финансово-экономическое обоснование решений.

Глава правительства также заявил, что государство пока не в полной мере расположено для создания необходимых условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности. Бюджетная политика во многом не понятна для общества, а численные субъекты РФ зависят от финансовой помощи государства.

Минфин РФПутин предложил разработать стратегию для бюджета страны до 2030 года, которая, по его мнению, поможет решить существующие проблемы, даст возможность разрабатывать долгосрочные инвестиционные проекты, а также повысит качество предоставляемых населению услуг. Еще одним вопросом на повестке дня стало дальнейшее развитие пенсионной системы России. Кабинет министров должен будет представить свои предложения не позже сентября текущего года. А принятые параметры будут учтены в проекте бюджета государства на 2013-2015 годы.

По словам президента, на период кризиса было прекращено действие бюджетного правила, предусматривающего сбережение доходов, полученных вследствие повышения цен на нефть и газ. Путин считает, что существует необходимость возвратить действие данного порядка и возобновить работу Резервного фонда. Тем самым создавая страховку от резких колебаний цен на мировом рынке и создавая стимул экономическому росту страны.

Еще одно решение Владимира Путина – необходимость обеспечения открытости бюджета, а также прозрачности и предсказуемости налоговой политики России. С целью снижения сырьевой зависимости экономики страны, налоговую нагрузку на несырьевой сектор не следует повышать как минимум до 2018 года, сообщает президент.

Следующим предложением главы государства было создание страховочных механизмов на вторую половину 2012 года в тех же объемах, как и для начала текущего года. При этом правом распоряжаться предусмотренной системой, по его словам, должен обладать только премьер-министр Дмитрий Медведев.

Следующим моментом послания президента стала задача повысить доходность размещения резервов РФ. Путин поручил чиновникам оперативно работать над решением вопросов о создании Российского финансового агентства, строительстве гибкой системы управления резервами, а также минимизации рисков в условиях экономической нестабильности. Возможным вариантом выполнения требований он отметил вложение средств в инфраструктурные проекты.

Важным вопросом стала и необходимость скорейшего реформирования всех отраслей социальной сферы. Президент потребовал заняться разработкой и внедрением системы оценки эффективности деятельности чиновников, а также предложил создать портал бюджетной системы, через который населению можно было бы участвовать в управлении бюджетным процессом.

Мнение экспертов

мнение Игоря НиколаеваПо мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, бюджетное правило, отмененное в условиях предыдущей волны кризиса, не сможет послужить поддержкой экономики и в следующий раз. Тогда важнее будет думать о реальных антикризисных программах.

Другие эксперты, включая собеседника Forbes, считают резервирование денег не актуальным в условиях экономических проблем. Ведь тогда уже не будет денег, которые доступны будут для сбережения.

Обращая внимание на недавние предложения Минфина об экономии бюджета на пенсиях и военных расходах, действительно возникает вопрос о правдоподобности планов правительства на снижение налоговой нагрузки в несырьевом секторе экономики.

Рассуждения о вложениях в инфраструктуру вызывают пожелания о конкретике. Вдобавок, по мнению Николаева, разумно было бы подумать о выходе из положения, когда внешний спрос на энергоносители заметно упадет и страна останется без значительных источников внешнего дохода.

Более позитивная оценка последовала от Дмитрия Александрова, начальника отдела аналитических исследований ИК «УНИВЕР Капитал». Переход к скользящей средней оценке цены на нефть при прогнозировании он считает разумным вариантом. Аналитик убежден, что такой критерий будет более строго дисциплинировать любой кабмин. Тем не менее, Александров сравнил ограничение бюджета по дефицитности в 1% ВВП с «палкой о двух концах». Возможность такого бюджета не исключает необходимости прописать четкие меры, которые будут выполняться при переходе за предел 1%. При этом необходимо определиться со сферами и нормами расходов, которые будут сокращаться. По словам эксперта, возможности России в отношении займов прямо зависят от положения сырьевого рынка. Чем выше стоимость нефти, тем больше доверия получает страна у инвесторов.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}