Новые проблемы на дорогах

05 июля 2012, 01:38 3111

Российские железнодорожные магистрали являются одними из крупнейших в мире по количеству перевозок. Ежегодно по них переправляется около 1,2 миллиардов тонн грузов. Участие железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны составляет 84,8% (не учитывая трубопроводы). Уголь, руда, металлы и прочие массовые грузы перевозятся на 70–90% исключительно железнодорожным видом транспорта.

На фоне возрастающих объемов перевозок все больше серьезных трудностей испытывают предприятия с отправкой грузов: увеличиваются сроки доставки, растут цены.

Энергосырьевые грузы

Масштабное движение грузов охватывает всю страну, а особенности размещения производственных мощностей определяет направление и движение грузопотоков. Так в северо-западном направлении переправляются значительные объемы угля, автотракторной техники, контейнеров, штучных грузов. Южное направление переполняют металлы, уголь, удобрения, зерно, контейнеры. На восток следуют масштабные грузы руды, металлов и угля.

В целом в структуре железнодорожной отгрузки преобладают энергосырьевые грузы. Внутренние грузоперевозки заполняют 67% рынка, а объемы экспортной доставки растут с каждым годом. В основном экспорт грузов совершается через морские порта северо-запада, юга и востока страны. Сухопутные переходы принимают на себя вдвое меньшие объемы. Но даже при этом в восточном регионе уже превышены докризисные показатели грузопотоков.

Инвестиции в развитие морских портов

инвестиции в развитие морских портовЛогично, что с такой масштабной географией, как у железной дороги России, интенсивному развитию отрасли будет способствовать продуманное развитие транспортно-логистической инфраструктуры отрасли. Но пока инвестиции направлены в сторону портов.

На ежегодном саммите ПМЭФ Владимир Путин упоминал о возможностях логистической структуры страны и предлагал иностранным инвесторам сотрудничество в этой сфере экономики.

Но пока на долю морских портов приходится большая доля экспортных грузов, и соответственно, более весомая часть инвестиций. Порты Дальнего Востока являются на данный момент основными направлениями транспортировки экспортных грузов. При этом проекты строительства веток железных дорог реализуются на средства частных инвесторов. Так, самая северная в мире железная дорога Обская—Бованенково (573 км) ведет к крупному нефтегазоконденсантному месторождению, и ее участок был построен «Газпромом».

Сегодня у Российской железной дороги есть инвестиционная программа. Ее стоимость составляет более 428 млрд. рублей на 2012 год и направлена на реконструкцию и модернизацию четырех участков железных дорог. До 2015 года РЖД планирует построить 2,3 тысячи километров вторых главных путей и 259 километров третьих главных путей.

Фактически, такие объемы инвестиций не оправданы накопленным грузом отраслевых проблем. А решение транспортно-логистической системы страны может быть урегулировано и другими отраслями транспортной системы. При этом ежегодно в развитие магистральных газопроводов направляется 625 миллиардов рублей, вклады в электроэнергетику составляют 675 млрд. на сети и 418 млрд. на генерацию, когда железнодорожную инфраструктуру поддерживают в объеме всего около 270 млрд. рублей.

Узкие места РЖД

узкие места РЖДНынешняя ситуация РЖД оценивается в 6100 км проблемных дорог с малой пропускной способностью. Около 90% составляют участки на направлениях, выполняющих до 80% грузооборота. При условии сохранения текущей динамики роста рынка грузоперевозок, а также нынешних темпов реконструкции железной дороги, протяженность узких мест к 2015 году составит до 50% основных направлений РЖД.

Проблемы инфраструктуры усложняются управленческими вопросами, при этом снижается качество диспетчеризации. Несколько лет назад вагонный парк ОАО РЖД был передан коммерческим структурам, и теперь эксплуатируется на рыночных условиях. Диспетчеры же в связи с этим видят вагоны только после их оформления, что усложняет процесс организации транспортировки грузов.

Еще одной проблемой оказалось то, что частники предпочитают ожидать выгодных грузов, таких как железная руда, удобрения, продукты нефтепереработки, не предоставляя услуги по менее прибыльным транспортировкам. Хаотичные встречные пустые вагонопотоки и простои, а временами наоборот, дефицит подвижных составов, создают сбои в организации движения. Вдобавок логистика увеличила транспортные издержки до 80% от стоимости товара для зерновых культур, затраты на перевозку нефти при этом оцениваются в 5-6%, уголь, цемент – до 30%, а щебень и стройматериалы - около 60%.

Варианты решения транспортной проблемы

речные перевозкиТоп-менеджмент РЖД слишком увлечен инвестиционной арифметикой. Но разработанные проекты долгосрочных инвестиционных программ имеют срок окупаемости в 10-20 лет, а серьезное развитие железных дорог при таких объемах ожидается только до 2020 года, оцениваясь в триллионы рублей. Развитие припортовой инфраструктуры железной дороги требует, по оценкам специалистов, очень большие экономические вложения.

В конце 2011 был разработан проект системы управления перевозками Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП). Он предусматривал обеспечение эффективного взаимодействия между различными ветками РЖД и грузоотправителями. Согласно проекту, под контролем должен находиться все моменты перевозки – от приема заявки до выдачи груза, а порожние вагоны будут рационально использоваться в инфраструктуре общего пользования.

Большинство экспертов считают, что реконструкция железных дорог – очень дорогостоящее намерение. Лучший же вариант выхода из ситуации чрезмерной загруженности потока грузов через РЖД - организация распределения различных видов грузов по другим областям транспортно-логистических услуг. Альтернативными вариантами являются автомобильные дороги, а также речное судоходство. Несмотря на неудобную для большинства грузов географию рек, водным транспортом удобно и экономически выгоднее поставлять стройматериалы.

Только реформы всех отраслей транспортно-логистической инфраструктуры России послужат укреплению промышленных связей на всей территории страны, а также развитию ее базовых транспортных коммуникаций. Остается только ждать решения государства.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}