А у нас в Таллине газ

16 июня 2012, 13:42 3031

эстонский парламентЭстонский парламент 6 июня одобрил закон, согласно которому главная газовая компания страны Eesti Gaas должна продать свою транспортную инфраструктуру. Это решение принято в рамках третьего европейского энергопакета, а также вместе с усилиями других стран сократить свою зависимость от российского импорта энергоносителей. Новый закон усложнит положение России на эстонском энергетическом рынке, а также снизит долю владения запасами природного газа внутри этой страны.

Влияние России на ТЭК Эстонии всегда было слабее, чем в соседних прибалтийских странах. Теперь Москва рассчитывает на другие методы влияния на Таллин, не подпадающие под действие нового закона. Таким образом, третий энергопакет в Эстонии возможно создаст напряженность в двусторонних отношениях с Россией, но вряд ли приведет к серьезному скандалу.

По указанью Брюсселя

Eesti GaasЭстонский закон о разделении газовой компании был принят вскоре после аналогичных мер в соседней Литве, где местная Lietuvos Dujos должна была разделить продажи, распространение и транспортировку газа в стране. Теперь в Эстонии, согласно новому закону компания Eesti Gaas должна продать транспортную сеть не позднее конца 2014 года. При этом требуется одобрение правительства страны, так как новый владелец не должен представлять угрозы безопасности Эстонии.

Эстонский закон принят в рамках третьего европейского энергопакета, цель которого разрушить газовые монополии в странах ЕС. Eesti Gaas является единственным игроком на газовым рынке Эстонии. Весь газ закупается компанией у российского газового гиганта Газпром, который владеет 37,03% самой эстонской компании. У немецкой E.On 33,66% акций, у финской Fortum – 17,72%, у латвийской Itera (также часть российской компании) – 9,99% акций. Еще 1,6% находятся у миноритарных акционеров.

Проводя либерализацию газового рынка, эстонское правительство рассчитывает привлечь других поставщиков энергоресурсов, что способствовало бы конкуренции на рынке и, следовательно, падению цен. Также предполагается таким образом снизить зависимость Эстонии от России, заставив Газпром продать транспортную инфраструктуру.

Меры по разделению газовых компаний будут стоить России её долей в стратегической инфраструктуре ТЭК в прибалтийских странах. Однако в краткосрочной перспективе позициям России, как единственного поставщика натурального газа в регионе, ничего не угрожает. Из всех прибалтов, только Литве удалось снизить зависимость от российских поставок в основном благодаря переходу на СПГ с 2014 года.

Береговые трансграничные порты приема СПГ, таким образом, могли бы способствовать снижению зависимости региона от монопольных поставок. Однако, несмотря на желание и помощь от ЕС, три страны пока не могут договориться о строительстве такого проекта.

Рычаги влияние России

отношения России и ЭстонииДля Эстонии вопрос российского влияния стоит не так остро, как для Литвы и Латвии. Эстонская добыча нефти с шельфа дает больше половины первичных энергетических ресурсов страны. Увеличивается использование возобновляемых ресурсов. Однако постепенно добыча с шельфа может стать невыгодной из-за высоких пошлин на выбросы CO2, что в будущем будет способствовать повышению важности диверсификации поставок газа для Таллина.

Россия, с учетом своего влияния монопольного поставщика газа, не давила на Эстонию во время двусторонних переговоров, что случалось с Литвой, Белоруссией и Украиной. РФ использует другие средства сохранения влияния на Эстонию. Москва, как считается, может мобилизовать национальные меньшинства, что составляет больше четверти населения прибалтийской республики. Стоит вспомнить перенос памятника воину-освободителю, вызвавшее бурный протест русского населения Эстонии в 2007 году. Тогда Россию тоже обвинили в разжигании конфликта и даже кибератаках на сайт правительства Эстонии.

Однако более серьезным инструментом влияния в 2007 году стала остановка эстонского железнодорожного транзита. Таким образом, стало очевидно, как легко Москва может влиять на движение товаров и нанести ущерб эстонской экономике. При этом Россия является третьим крупнейшим торговым партнером Эстонии (после Швеции и Финляндии), на которого приходится примерно 11% эстонского экспорта и 8% импорта. Для России же Эстония – значительно меньший по значимости рынок, а значит есть возможность влиять на Таллин с небольшими потерями для себя. И этот рычаг Москвы никак не пострадает от нового закона.

Eesti Gaas, возможно, будет оспаривать закон в суде. И все же серьезных конфликтов в двусторонних отношениях не предвидится. И тем не менее, преодолевая свою периферийность по отношению к ЕС, прибалтийские страны стараются крепче привязаться к Западу, что идет в ущерб отношениям с Россией и, конечно, не может не смущать её.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}