Несвободная торговля

28 марта 2012, 00:16 2206

Европейская комиссия опасно заигрывает с протекционизмом

мнение Николя СаркозиСвободная торговля – да. Нечестная конкуренция – нет. Европа открывает все свои рынки госзакупок, а остальные этого не делают вовсе. Так заявил Николя Саркози в своей речи о протекционизме в начале этого месяца. Меньше чем через две недели Европейская комиссия начала ему вторить. Она опубликовала предложение, согласно которому ЕС должна закрыть свои рынки госзакупок для фирм из тех стран, которые не допускают на свой аналогичный рынок европейских конкурентов. Как и Саркози, эти евробюрократы настаивают, что протекционизмом такие меры не являются. Это скорее рычаг воздействия на закрытые рынки. Этого предложения ожидали давно. Комиссия бы совсем не смогла работать, если бы пришлось каждой инициативе ждать очередных выборов. И все же эти заявления многие считают подарком к предвыборной кампании Саркози.

Французские социалисты не будут против таких инициатив. А вот либералы, особенно британские и другие североевропейские, просто ошеломлены. Всем известна нелюбовь Саркози к свободной торговле. Что ужаснуло либералов, так это отказ Комиссии от своей роли катализатора открытия рынков. Германия, обычно предусмотрительно поддерживающая французов, на этот раз в частном документе язвительно назвала это «предложение неприемлемым», подчеркивая, что Европа не может бороться с протекционизмом Америки, имея его у себя дома.

Причины отказа от тендеров

предложение Европейской комиссииОдной из причин появления этого предложения Комиссии является тесная дружба Мишеля Барнье, французского члена комиссии по единому рынку, и Карела Де Гухта, бельгийского члена комиссии по торговле. Пройдет ли это предложение Совет министров, в котором представлены национальные правительства, это другой вопрос. Де Гухт говорит, что Европе пора иметь дела с миром без наивности. Её конкуренты прибегают к любым мерам, чтобы продвигать свои интересы. Европе пора играть по жестким правилам.

Его первым шагом в прошлом году было ограничение числа стран-бенефициаров, которые в одностороннем режиме получают преференции в торговле. Следующим шагом стал огромный рынок госзакупок, который оценивают иногда в 15-20% ВВП. Около 40 стран подписались под соглашением по госзакупкам, согласно которому они открывают этот рынок. Контракты примерно на 350 млрд. евро доступны иностранцам, что в два раза больше, чем в США, и в 13 раз больше, чем в Японии. О Китае вообще говорить не приходится, несмотря на многолетние переговоры.

Мишель БарньеИ все же предложение Комиссии отменить тендеры, которые включают более 50% товаров и услуг поставляемых из-за рубежа и не включены в соглашение по госзакупкам, мудрым назвать нельзя. Открытые рынки способствуют развитию производительности страны. При госзакупках правительства и граждане получают выгоду от более дешевых иностранных поставок, экономя бюджетные деньги. Странным кажется во время строгой экономии отказываться от такого метода контролирования расходов. Этот план ставит интерес производителей выше интересов покупателей и налогоплательщиков. А если это вызовет чью-то месть, то даже сами производители не избегут последствий. ЕС и так уже близок к торговой войне с Китаем и многими другими странами мира из-за своего решения облагать налогом зарубежные авиакомпании за выброс углерода. Кроме того, Союз присоединился к попыткам американцев и японцев заставить Китай снять ограничения по экспорту редкоземельных минералов, согласно нормам ВТО.

«Мы знаем, в учебниках по экономике написано, что открытые рынки выгодны», - говорит один евробюрократ. «Однако есть еще и политический контекст». И он таков, что Европа ослаблена валютным кризисом и боится растущих новых держав. При огромном торговом дефиците Франция обвиняет своих конкурентов из развивающихся стран в деиндустриализации и делокализации, т.е. в вывозе предприятий из страны. И французов поддерживают их соседи по Средиземному морю, включая даже Италию. Похоже, либерализм технократа Марио Монти на внешнеэкономические отношения не распространяется.

Странным выглядит это предложение еще и потому, что европейские страны хотели бы, следуя примеру Германии, выйти из кризиса при помощи экспорта. И тогда налицо противоречие: необходим взлет конкуренции, а не сохранение неэффективных производств. Хуже того, предложение еврокомиссии не только позволит Брюсселю закрывать целые секторы рынка, но и позволит национальным правительствам, муниципалитетам и другим органам выгонять иностранные компании (при явной поддержке самой Комиссии). Это коснется контрактов на сумму свыше 5 млн. евро при 50% иностранного участия. Таким образом страны смогут исключить заявки с огромной долей на европейском рынке. Это не просто внешний протекционизм. Это угрожает уже единому рынку самой Европы.

Комиссия утверждает, что она действовала в русле саммита европейских лидеров 2010 года, который призвал к большему использованию принципа взаимности при сношениях с внешним миром. Но лучшей формой взаимности было бы взаимное открытие рынков. Переговоры по либерализации рынка далеко не безнадежны. В прошлом году Китай сделал значительно улучшенное предложение по вступлению в соглашение по госзакупкам. ЕС заключил торговый пакт с Южной Кореей и ведет переговоры с Индией, Канадой и другими странами. Подумывает ЕС и о новом договоре с США.

Остерегайтесь 30-х годов

Европейская комиссия утверждает, что пытается избежать рисков национального протекционизма, создавая такой европейский механизм, и если не сделать этого, то проблемы нас ждут очень серьезные. «Либералы не понимают, что может случиться», заявляет Комиссия.

При этом опасности сильно недооцениваются. Европе нужно больше конкуренции, а не меньше, чтобы преодолеть кризис. И если улучшения наметились в мировом финансовом кризисе, то лишь потому, что странам удалось избежать протекционистских войн образца 1930-х. И ЕС не следует провоцировать очередную такую войну.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}