Позиция ЮАР по вопросам кибербезопасности

30 мая 2017, 12:32 141

Кибер-Африка

 

Эссе Игоря Черемных 

 

Наш мир не стоит на месте, а динамично развивается. Особенно ярко это проявляется в сфере информационных технологий, в охвате глобальной интернет-сетью все больших пространств земного шара.

Еще несколько лет назад наше Государство и не могло себе представить, что количество активных пользователей сети интернет среди южноафриканцев перевалит за 40% (активные
пользователи составляют 23 млн из 55 млн). Другим важным показателем, отражающим усиление влияния сети Интернет на жизнь современной ЮАР выражается через такой показатель, как Индекс развития Интернета (характеризует уровень влияния Интернета на различные сферы общественной жизни). В данном рейтинге наша страна смогла занять высокую 45 позицию, что говорит о ее широкой вовлеченности в ключевые глобальные тренды, связанные с покрытием интернет-паутиной все новых и новых территорий. В данном вопросе ЮАР является бесспорным лидером на континенте, опережая другие африканские страны, что становится все более очевидным, так как ЮАР лидирует на континенте по количеству действующих дата-центров (более половины в Африке). Все это стало возможным благодаря быстрому развитию беспроводного интернета, что позволило экономить значительные средства интернет провайдерам, не обременённым необходимостью создавать дорогостоящую инфраструктуру для кабельного проводного интернета. В мае 2016 года наше правительство озвучило планы, по которым планируется в течение 3 лет обеспечить интернетом 80% населения, то есть удвоить количество интернет пользователей. Данная задача является одним из приоритетных направлений нашего стратегического развития. Одновременно со всей ее необходимостью и прогрессивностью на лицо появление сразу нескольких проблем в результате осуществления данных мероприятий. Все больший охват населения глобальной интернет сетью порождает ряд вопросов о защищенности онлайн-пользователей от какого-либо несанкционированного вторжения в их частную жизнь как со стороны государства, так и со стороны отдельных индивидов. В данном случае наша страна старается проводить сбалансированную политику, ориентируясь на самые прогрессивные мировые стандарты, в первую очередь учитывая опыт передовых стран Запада. В Южной Африке количество принятых с 2000 года законов, направленных на защиту неприкосновенности частной жизни (включая Закон об электронных средствах связи и сделках от 2013 года, Закон о защите персональной информации 2013 года) ставят Южную Африку в один ряд с аналогичными правовыми режимами и ситуациями в Северной Америке и Европе. Наше стремление к подлинной демократии во всех сферах жизни южноафриканского общества проявляется и в Конституции, в которой записано, что право на частную жизнь является частью основных прав граждан. Вполне подкрепляет нашу уверенность в правильности выбранного пути развития и высокие позиции ЮАР
в различных международных рейтингах:

  • Индекс демократичности – 2010 год – Категория «свободная страна» (The Economist), опережаем Францию, Словению, Эстонию, Израиль;
  • Уровень свободы прессы - 38 место в мире – 2010 год;
  • Уровень свободы Интернета 2013 год - 15 позиция, «свободный» (Freedom House).

Все это позволяет говорить о высокой заинтересованности правительства в подлинной свободе волеизъявлений, доступе к разнообразной информации и защите частной жизни населения ЮАР.

Одновременно с этим наша страна сталкивается и с рядом новых вызовов, которые несколько затормаживают данные процессы. Здесь в первую очередь стоит отметить значительный уровень преступности, который уже удалось снизить, но он еще высок в сравнении с самыми развитыми государствами мира; наследие эпохи апартеида, что выражается в разном уровне жизни различных категорий населения, сохраняющейся напряженности в обществе.

Повышенная преступность в стране – людям нравится повышенный уровень безопасности. Это требования всех законопослушных жителей нашей страны. И правительство пытается им соответствовать.

Важной угрозой в современных условиях является киберпреступность. С целью борьбы с ней мы предпринимаем совместные усилия с целым рядом стран южной и восточной Африки с целью выработки общих мер по противодействию распространению киберпреступности. Есть такие форматы сотрудничества, как Восточноафриканское сообщество и Сообщество развития юга Африки.

Именно поэтому наше правительство считает необходимым заявить о том, что в данной ситуации необходим сбалансированный подход мирового сообщества, нацеленный как на защиту права людей на неприкосновенность частной жизни в интернете, так и их право на защиту со стороны государства от разнообразных угроз, которые могут появится благодаря глобальной сети и ненадлежащим образом выстроенному регулированию деятельности в ней.

Тем самым наше правительство предлагает ряд конструктивных мер, направленных на разрешение данного противоречия с учетом всего комплекса сопутствующих факторов. А именно:

 

  1. Взаимодействуя с другими региональными государствами по вопросу противодействия киберпреступности, основной угрозе пользователям сети Интернет, мы тем самым продемонстрировали готовность идти на многоформатное сотрудничество с другими игроками. Мы предлагает создать более эффективный международный механизм в рамках ООН, который бы способствовал более тесному сотрудничеству государств в борьбе с кибертерроризмом, киберпреступностью. Однако это не должно стать поводом для грубого вмешательства во внутренние дела государства. Наша страна вполне отчетливо выразила свою позицию по данному вопросу, проголосовав в июле 2016 года против резолюции Совета по правам человека, призывающей к осуждению и воздействию на государство, осуществившее временную блокировку интернета. Причем без учета причины, заставившей государство пойди на эти меры. В связи с криминогенностью обстановки, в нашей стране временами такие меры просто жизненно необходимы для обеспечения безопасности граждан.
  2. Второе наше предложение – это воздействие на процесс защиты частной жизни населения в интернете через реформирование национального законодательства. Эффективность данных мероприятий видна по тому, как наша страна сумела после принятия ряда актов в 2010-2015 гг., укрепляющих правовую систему охраны частной жизни граждан, выйти на один уровень с развитыми государствами Европы и Америки. И это неслучайно, только само государство может наиболее эффективным образом обеспечивать данные процессы с учетом местной специфики. Необходимо ставить в прямую зависимость уровень развития технологий в стране и уровень развития законодательной базы. Нам удалось в период наиболее бурного развития процесса «интернетораспространения» (с 2010 года) уловить этот тренд и обеспечивать его должным правовым регулированием с самого начала. В этом процессе мы имели преимущество, являясь молодой интернет-развитой державой, могли заимствовать опыт других государств мира. Поэтом наше предложение – это регулирование законодательной базы самим государством без всякого внешнего давления и вмешательства, но с возможным учетом советов и опыта других наций. Совет по правам человека в этом плане - неплохая площадка для обмена опытом. Только такая конструктивная платформа поможет прийти к взаимопониманию.


Комментарии
{**}