Переговоры по сирийскому урегулированию в 2012 году (Женева-1)

25 мая 2017, 13:46 303

Переговоры в Женеве
С 15 марта 2011 г. в Сирии начались антиправительственные выступления, впоследствии охватившие все крупные города страны. Протестующие требовали проведения демократических реформ, либерализации режима и отставки президента страны Башара Асада. 4 августа 2011 г. Асад утвердил декрет о введении в стране многопартийной системы и об организации всеобщих выборов. Однако в стране продолжались протесты и различные выступления, подавляемые правительственными войсками, и к концу 2011 г. жертвами конфликта стали более 5 тыс. человек.

К 2012 г. в Сирии серьезно возросло число вооруженных группировок, ведущих борьбу против сил режима, появились первые экстремистские группировки происламского толка, усилился приток в страну иностранных наемников, финансируемых из-за рубежа бенефициарами сирийского кризиса. На фоне разраставшегося вооруженного противостояния с оппозицией и исламистами, режим Асада провел ряд внутриполитических реформ.

7 мая 2012 г. в Сирии в первые за ее историю состоялись выборы в Народный совет (парламент) на многопартийной основе, победу на которых одержал блок "Национальное единство", поддерживающий президента Асада.

Усугубление обстановки в стране, рост числа жертв и беженцев подтолкнули международное сообщество к активным действиям по поиску путей урегулирования кризиса.

ИГИЛ30 июня 2012 г. в Женеве (Швейцария) состоялась первая международная конференция по Сирии ("Женева-1"). В ней приняли участие представители пяти постоянных членов СБ ООН - Великобритании, Китая, России, США и Франции, а также Турции, Ирака, Кувейта и Катара, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Ее итогом стало коммюнике "Группы действий", зафиксировавшее основные принципы урегулирования конфликта: создание переходного управляющего органа, сформированного на основании консенсуса и включающего как членов правительства, так и оппозиции, и других групп; возможность пересмотра сирийской конституции; проведение президентских и парламентских выборов; формирование новых органов государственной власти.

Наиболее важное значение имеет тот факт, что участники женевской конференции по вопросам урегулирования сирийского конфликта пришли к соглашению, что Сирии необходимо переходное правительство с участием обеих сторон – нынешних властей и оппозиции. И это важное достижение именно российской стороны, так как первоначально западные государства и монархии Залива предполагали полностью исключить Башара Асада и его правительство из любых возможных переговоров о мирном урегулировании в качестве полноправной стороны, а также любое его возможное участие, как и его кабинета, в формировании будущего демократического правительства. Россия не могла оставаться безучастной в этой ситуации, когда дружественному государству навязывают односторонние меры касательно его внутренних дел. Именно первоначальный план создания переходного правительства, предложенный спецпредставителем ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Кофи Аннаном, содержал пункт, согласно которому в этом правительстве не должно было быть лиц, "чье присутствие и участие дискредитировало бы новые власти и поставило бы под угрозу стабильность и примирение". Также и госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что президент Башар Асад не может оставаться у власти. Однако Россия и Китай выступили против этого пункта, усмотрев в нем заочный отказ Башару Асаду в участии в процессе формирования правительства. Объединение позиций России и Китая по данному вопросу способствовали изменению первоначальной формулировки касательно создания будущего правительства в выгодном для России ключе. Две такие крупные державы действовали вместе по вопросам сирийского конфликта уже и в 2011 году, и не учесть или проигнорировать их совместную позицию было практически нереально. Выступая по окончании конференции, министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что "согласованный итоговый документ по Сирии не требует никого исключать из переговоров". Такая позиция показывала международному сообществу, что российская сторона никого не выделяет в данном конфликте, в отличие от западных государств и монархий Персидского залива, признает ответственность за вооруженное противостояние за обеими сторонами конфликта. Это выгодно выделяло конструктивную позицию России, не ведущую себя столь непримиримо и одиозно, как скажем представители США. Достичь договоренности оказалось нелегко. Каждое государство преследует свои интересы, а Сирия — лишь инструмент для их достижения. Остановимся же поподробнее на конкретных этапах переговоров и других важных пунктах, внесение или исправление которых добилась Россия.

Новый документ, разработанный под председательством спецпосланника ООН по Сирии Кофи Аннана, представляет собой несколько измененный вариант знаменитого «плана Аннана», принятого в марте 2012 года. Главные поправки были внесены российской стороной. Поэтому западные журналисты тут же назвали принятое на встрече заявление «дипломатической победой России».

Во-первых, как и в любой подобной ситуации, участники переговоров в первую очередь подняли вопрос о прекращении огня. Западные страны безапелляционно обвиняли правительство Армия Сирии
Асада в одностороннем применении силы и требовали немедленного прекращения боевых действий со стороны правительственных сил. В противном случае они недвусмысленно угрожали военным вмешательством в дела Сирии. Позиция России была более гибкой, она избегала каких-то конкретных заявлений касательно виновников конфликта и призывала все стороны к ослаблению противостояния. Тем более она выступала против всякого вооруженного вмешательства в дела Сирии, в качестве яркого прецедента приводя в пример Ливию, пример которой демонстрировал возможные последствия неконструктивной позиции западных держав. Главное достижение дипломатии Москвы в этом пункте — это то, что если раньше прекратить огонь требовали в первую очередь от Асада, то в Женеве принято решение, что сделать это должны обе враждующие стороны одновременно. Причем уговаривать каждую из сторон конфликта будут «кураторы». Тем самым Россия добилась в процессе переговоров признания того факта, что Запад является прямым сторонником оппозиции, имеющим на нее решающее влияние. В глазах международного сообщества это демонстрировало прямую заинтересованность западных игроков в отстранении от власти правительства САР, их активное участие во внутреннем конфликте. Скажем, Запад поддерживает сирийскую оппозицию за рубежом — поэтому он должен склонить ее к переговорам. Страны Персидского залива займутся вооруженной оппозицией внутри Сирии. Ну а Россия и Китай станут вести переговоры с Асадом. Координировать процесс будет Кофи Аннан. Это была вторая мини-победа России, укрепляющая ее позицию в глазах прочих стран как более соответствующую международному праву.

Следующий важной задачей российской дипломатии было перейти непосредственно в плоскость международного права и дискредитировать позицию западных партнёров и с этой, ключевой стороны. Вопросы и пути их решения касательно изменения формы государства, его административно-территориального устройства, государственно-правового режима относятся к компетенции самого народа Сирии, никто не может в данной ситуации что-то навязывать извне, только рекомендации и контроль прозрачности подобных процедур. Данное предложение России было выработано в соответствии с нормами и практикой международного права, здесь даже самые горячие головы мало, что могли возразить. В итоге на женевской встрече было решено, что никто не вправе указывать сирийцам, как именно должен выглядеть их правящий режим. Хотят оставить Асада или выбрать приверженца демократических Флаг Сирии
ценностей — пусть решают сами. И это условие — третье достижение России.

Конкретные шаги по восстановлению мира в Сирии выглядят следующим образом:

1)      После того как боевые действия прекратятся, сирийцам необходимо создать так называемый «переходный управляющий орган», у которого будут полномочия исполнительной власти. В него могут войти как члены нынешнего правительства, так и представители всех оппозиционных партий и группировок.

2)      Вслед за этим должен начаться непосредственно «переход». Этим словом разработчики плана называют всесирийский референдум или что-то в таком роде, на основании которого будут пересмотрены конституция и правовая система. А затем уже пройдут «свободные и честные многопартийные выборы».

В данный процесс не будет вмешиваться ни одна иностранная держава, Россия ясно дала понять, что не допустит этого, причем, в отличие от западных партнёров и монархий Залива, она никому не угрожала силовыми методами, а оперировала к международным правовым нормам и международным организациям, прежде всего к ООН (своему законному праву вето). Такая взвешенная и умеренная позиция способствовала признанию предложений России реалистичными и подходящими для урегулирования конфликта, наиболее удобными для согласования интереса всех сторон. Эти положения были утверждены западными партнёрами, что доказывает, что Россия вела очень грамотную «игру» в процессе переговорного процесса и добилась успеха по всем пунктам повестки дня.

 

Автор - Игорь Черемных



Комментарии
{**}