Стратегия России в области борьбы с наркотрафиком: анализ ситуации на среднеазиатском направлении

13 декабря 2016, 01:08 711

Конъюнктура

НаркотрафикСогласно текущим данным о потреблении (340 тонн) и изъятии героина в мире, на мировой рынок ежегодно поступает 430-450 тонн героина, включая около 50 тонн опия из Мьянмы и Лаосской Народно-Демократической Республики и 380 из Афганистана.  Основными маршрутами наркотрафика являются т. н. Балканский и Северный,  которые связывают Афганистан с огромными рынками Российской Федерации и Западной Европы. Балканский маршрут идет через Исламскую Республику Иран (часто пересекая перед этим Пакистан), Турцию, Грецию, Болгарию и далее через Юго-Восточную Европу в сторону Западной Европы, годовой объем наркорынка которой составляет около 20 млрд. долларов США. Северный маршрут проходит в основном через Таджикистан и Кыргызстан (а также Узбекистан или Туркменистан) в Казахстан и Российскую Федерацию. Годовой объем этого рынка оценивается в 13 млрд. долларов США. 
Если преимуществами "балканского маршрута" являются более короткое на пути в страны ЕС расстояние и меньшее число государственных границ, которые надо пересекать во время трафика, то "шелковый путь" привлекает внимание наркобизнеса прозрачностью границ между странами СНГ.
Афганистан — основная угроза
Согласно докладу УБП ООН, производство опия в стране возросло в 2016 г. на 43 % по сравнению с 2015 г. Посевные площади опийного мака увеличились на 10 %. Продолжает ухудшаться ситуация с мероприятиями по выявлению, предупреждению и ликвидации посевов наркосодержащих растений, поскольку правительственные отряды встречают всё более жёсткий отпор со стороны населения, что приводит порой даже к гибели сотрудников во время оперативно-профилактических операций. Поскольку около 80 % жителей Афганистана живут за счёт сельского хозяйства, а выращивание опийного мака в разы доходнее, чем выращивание легальных сельскохозяйственных культур , производство опия, несмотря на запреты, остаётся основной статьёй дохода значительного числа афганских семей.  Особенно тревожит взрывной (на 324 %) рост производства наркотиков на севере Афганистана, непосредственно граничащем с государствами Центральной Азии.
Среднеазиатские ворота 
В связи с этим для РФ чрезвычайна важна стабильность внутриполитической обстановки в государствах Средней Азии (в частности, в Таджикистане и Киргизии, являющимися ключевыми этапами «маршрута смерти». К сожалению, в регионе наблюдается деградация ситуации в борьбе с наркотрафиком. Ключевым моментом в этом отношении является слабый контроль за границами, что даёт контрабандистам возможность почти беспрепятственно пересекать их. Особенно плачевной является ситуация на афгано-таджикской границе, являющейся наиболее уязвимой для наркотрафика.  Не менее важна и коррупционная составляющая. Так, в Киргизии около 40% торговли наркотическими веществами осуществляется сотрудниками правоохранительных органов. 
Не поддаются подсчёту случаи подкупа правоохранителей контрабандистами. Другой стороной медали является активное вовлечение местного населения в наркобизнес, самое прибыльное занятие в свете пермаментного социально-экномического кризиса в регионе. Ослабление экономики России и ужесточение российской миграционной политики привело к усугублению ситуации: многие мигранты вынуждены возвращаться на родину, где вступают в ряды наркомафии, чтобы иметь возможность прокормить себя и свои семьи.Наркотрафик
Особое значение для РФ  имеет ситуация на российско-казахстанской границе, почти на всём протяжении которой ввозятся наркотики . Почти через каждый регион (за исключением Республики Алтай, граница которой с Казахстаном проходит по горной местности при отсутствии используемых для регулярного сообщения дорог) пролегают свои пути наркотрафика.  
В связи с тем, что граница между Россией и Казахстаном не оборудована соответствующим образом, а местные органы правопорядка не в силах воспрепятствовать распространению наркотрафика через  транспортную систему, соединяющую Россию с государствами Средней Азии,  ситуация представляет прямую угрозу национальной безопасности РФ. 

Киберугроза

Немаловажно и то, что в последние годы возрос объем предложения наркотиков через Интернет, в том числе через анонимные онлайновые рынки, или "темную сеть". На этом фоне возникает обеспокоенность в связи с возможностями "темной сети" привлекать новые группы наркопотребителей за счет облегчения доступа к наркотикам как в развитых, так и в развивающихся странах.
Стратегия России
Участие в деятельности Комиссии ООН по наркотическим средствам, приверженность духу и букве Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.. Основной целью внешнеполитических усилий России на антинаркотическом треке является значительное сокращение производства и потребления опиатов, кокаина, каннабиса, а также синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ. Позиция России заключается в стремлении наладить эффективное международное сотрудничество в это области, не допускать легализации применения наркотиков в немедицинских целях. РФ активно участвует в соответствующих программах УБП ООН, являясь одним из основных доноров Управления. 
Концентрация основных усилий на борьбе с контрабандой наркотиков из Афганистана и Средней Азии
Повышение роли России в оказании технического содействия Афганистану и другим странам Западной и Центральной Азии в противодействии афганской наркоугрозе. Так, с 2010 года на безвозмездной основе реализуется программа подготовки афганских полицейских в вузах МВД РФ, а с 2002 РФ осуществляет материально-техническую поддержку ВС Афганистана путём поставки аэродромного оборудования, систем связи, а также оружия, которое используется в антинаркотических подразделениях. Осуществляются поставки вооружения Таджикистану, ведётся сотрудничество компетентных органов РФ и стран Средней Азии.
Продвижение работы по антинаркотическому треку в рамках ОДКБ и ШОС. Незаконный оборот наркотических веществ и их аналогов, а также прекурсоров включён в число современных вызовов коллективной безопасности ОДКБ.  Важно, что в рамках ОДКБ функционирует 
Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков. Стоит выделить принятие Антинаркотических стратегий данных организаций, а также операцию «Канал» (2014)
Перспективы
Так или иначе террористическая группировка «Исламское государство» будет вытеснена с территории Ирака и Сирии. Наиболее вероятные направления отхода боевиков — Афганистан и Пакистан, что в негативную сторону изменит обстановку в данных государствах и,соответственно, будет благоприятствовать развитию производства наркотических средств. РФ может противодействовать этой угрозе посредством:
Укрепления границ стран ОДКБ-СНГ путём поставок вооружения, проведения совместных учений, укрепления сотрудничества соответствующих органов, подготовки кадров в российских учебных заведения.
НаркотрафикПроведением масштабных спецопераций (наподобие операции «Канал»), предполагающих единовременную совместную работу антинаркотических подразделений вдоль границы с Афганистаном, усиления контроля на транспорте, кооперацией с афганским правительством. Однако в связи с тем, что такие операции требуют огромного количества кадровых, материальных и финансовых ресурсов, РФ не может выступать единственным донором такого рода мероприятий. Поскольку Китай проявляет всё большую заинтересованность в вопросах безопасности в Центральной Азии, представляется целесообразным наладить кооперацию в этих вопросах с КНР.
Поддержки международно-признанного правительства Афганистана в его борьбе против боевиков и производства наркотиков
Меры ограничительного характера не могут быть эффективным оружием против наркотрафика. Необходимо кардинальное улучшение социально-экономической обстановки в Центральной Азии: создание новых рабочих мест, реанимация системы социального обеспечения. Это требует масштабных инвестиций в региональную экономику. Поскольку РФ не располагает необходимыми ресурсами, то вновь встаёт вопрос о сотрудничестве с КНР на этом треке
Налаживания международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег, полученных от торговли наркотиками
Противодействием распространению информации относительно способов производства и покупки в сети «Интернет»

http://www.unodc.org/unodc/ru/drug-trafficking/index.html

http://riss.ru/analitycs/35773/

http://www.oborona.ru/includes/periodics/geopolitics/2013/0114/12269923/detail.shtml

http://www.unodc.org/doc/wdr2016/WDR_2016_ExSum_russian.pdf

http://www.mid.ru/ru/rol-rossii-v-mobilizacii-otpora-vyzovu-mezdunarodnogo-terrorizma-i-ekstremizma-v-protivodejstvii-drugim-novym-vyzovam-i-ugrozam

http://www.mid.ru/ru/maps/af/?currentpage=main-country

http://www.kommersant.ru/doc/2972778

http://odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=838

2http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_all/2014/0527/103030660/detail.shtml



Комментарии
{**}