Морское пиратство

13 декабря 2016, 00:41 1104

Морское пиратствоОпределение пиратства и методы борьбы с ним содержатся в статьях 100-107 и 110-111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая вступила в силу с 16 ноября 1994 г. (Пиратством является любое из перечисленных ниже действий: 

a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата; 
b) любой акт добровольного участия в использовании какого- либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;) 
Таким образом, морское пиратство — это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских судов, совершённое в открытом море. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран. Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Все государства сотрудничают в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства.Морское пиратство
По мнению А. Ф. Комиссарова, признанного специалиста в области общественно-политических СМИ, морское пиратство тесно переплетается с политическим терроризмом. Кроме схожести преступных приемов и операций, которые используют пираты и морские террористы, и те, и другие нуждаются в поиске источников финансирования своей деятельности. На этой почве пираты могут примыкать к террористам, тесно взаимодействовать с ними вплоть до совместных разбойных атак на морские суда. Однако цель пиратов – обогащение, цель террористов – устрашение и моральное давление на представителей власти, как правило, с целью удовлетворения определенных требований политического, или идеологического характера. Более того, согласно нормам Федерального Закона «О противодействии терроризму» и статье 205-1 Уголовного кодекса захват корабля и захват людей в заложники, если подобные действия создают угрозу интересам общественной и государственной безопасности, квалифицируются как преступления террористической направленности.
Данные о современном пиратстве:
Согласно сведениям Международной морской организации нападения совершаются как малочисленными группировками – не более пяти человек, использующими в качестве оружия ножи и пистолеты - и бандами – не более тридцати человек, вооруженными, крупнокалиберным оружием: автоматами, гранатометами и пулеметами, но и крупными организованными группировками международного масштаба, которые охотятся на  суда с особо ценным грузом (в частности, с нефтью и нефтепродуктами). 
Проблема пиратства возникла не сегодня. По данным «Независимой газеты» на период 1991-1997 гг. морскому разбою подвергались суда 62 стран в водах, прилегающих к 56 государствам мира.  
По сведениям «Независимой газеты» основными районами пиратских нападений на конец 20 века являлись: Юго-Восточная Азия (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд); Южно-Китайское море; Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана); Индийский океан и Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания). 
По данным Международной морской организации —за последние пять лет большая часть нападений имела место в Восточной Африке (Сомали, Кении, Танзании, Мозамбике) особенно вблизи Сомали и залива Аден (за первое десятилетие 21 века именно там в особенности участились случаи пиратства -  см. инфографику). В год там происходит около 100 нападений пиратов из примерно 150, зарегистрированных по всему миру. Это на 77 % больше по сравнению с прошедшим десятилетием (по данным Международного морского бюро (IMB)).
У пиратства есть несколько аспектов. В основном пираты захватывают корабли ради выкупа. Сообщается, что Intertanko — организация независимых владельцев танкеров — заплатила 13,5 миллионов долларов США, чтобы выкупить танкер Irene SL, перевозивший 1,8 миллиона баррелей нефти, и его команду из 25 человек. Кроме того, пираты не заинтересовались грузом нефти, стоившим 200 миллионов долларов США. Они использовали танкер как боевой корабль, подходили на нём к другим кораблям и обстреливали их сверху, пользуясь большей высотой корпуса. 
Следовательно, не только выкуп, но и последующее незаконное использование судов является целью пиратов («Новая газета»).
Пиратство в Сомали началось в 2000 году. Местные жители стали выходить в море и захватывать рыбацкие суда, требуя «штрафы» от 20 до 50 тысяч долларов. В первые годы сомалийское пиратство не выглядело серьёзной проблемой. Однако в 2005 береговая охрана Сомали, нанятая для охраны тайского рыболовного корабля «Sirichainava 12», захватила его, требуя 800 тысяч долларов выкупа. После захвата нефтяной супертанкер «Sirius Star», что сомалийское пиратство наконец привлекло к себе внимание и военных, и аналитиков, специализирующихся на терроризме.
На антипиратской конференции в Дубае в апреле 2011 года ущерб от пиратства был оценён в 7—12 миллиардов долларов в год. 
Не свободен от пиратства и район Малаккского пролива в Юго-Восточной Азии. Хотя совместными усилиями стран АСЕАН в целом эту проблему удалось решить, но отдельные нападения пиратов случаются и по сей день. По данным базирующейся в Лондоне Международной морской организации, в год там происходит около 60 нападений.
Законодательство:
Цицерон первым обозначил пиратов как hostis humani generis («врагов рода человеческого»), впоследствии эта мысль была развита в очерках Гуго Гроция. И действительно, поскольку принцип mare liberum является всеобщей свободой, то, соответственно, его нарушение посягает на общие интересы всего человечества, порождая обязательства ergo omnes, и может потому преследоваться повсеместно.
К основным международно-правовым документам, регулирующим борьбу с морским пиратством, можно отнести Женевскую Конвенцию о территориальном море и прилегающей зоне, датированную 1958 годом, Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, Международный кодекс по охране судов и портовых средств, резолюции Международной морской организации и рекомендации Международного морского бюро, Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС-74).
В статье 100 Конвенции 1982 года закрепляется общая обязанность государств «сотрудничать в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства». 
Общие полномочия по захвату пиратского судна определены в статье 105: «В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно, или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц». Это положение устанавливает, таким образом, универсальную юрисдикцию, уполномочивая «любое государство» действовать с целью захвата пиратского судна. 
Ст. 107: Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и уполномочены для этой цели.
Кроме того, за период с 1963 года международное сообщество разработало 19 международных соглашений, направленных на предотвращение террористических нападений, в числе которых 13 Конвенций по противодействию международному терроризму (в т. ч. Конвенция 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства).
В российском законодательстве уголовная ответственность за пиратство предусмотрена статьей 227 УК РФ, согласно которой пиратство — это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.
В. В. Путин 26 июля 2015 утвердил новую редакцию национальной Морской доктрины, которая содержит основы планирования морской деятельности Российской Федерации, в том числе наращивания потенциала Северного флота. 
Борьба с пиратством:
Морское пиратствоБорьба с пиратством затруднена. Военные флоты мира не приспособлены для борьбы с морским пиратством, поскольку пиратские лодки — очень многочисленные, скоростные и чрезвычайно малоразмерные цели. Кроме того, существуют проблемы и с юридической точки зрения. Во-первых, неясно, в чьей юрисдикции находятся пираты, захваченные в нейтральных водах. Современных пиратов, особенно если они успели выбросить оружие за борт, либо просто отпускают, либо передают властям своей страны, где они, как правило, сразу оказываются на свободе (самый яркий пример — Сомали). Во-вторых, очень часто непонятна юрисдикция захваченных пиратами судов. Современное торговое судоходство интернационализировано, как, видимо, никакая другая отрасль мировой экономики. Суда, как правило, ходят под удобными флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. 
В западной части Индийского океана сегодня с целью борьбы с морским пиратством находятся соединение ВМС НАТО, эскадра Евросоюза (отдельно от НАТО), оперативное соединение ВМС США (также отдельно от НАТО), боевые корабли России, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана.
Пример успешной борьбы:
6 мая 2010 года российские моряки с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» освободили танкер «Московский университет», захваченный сомалийскими пиратами 5 мая 2010 года в 500 милях от побережья Сомали (по данным новостного портала Риа Новости). Захвачены в плен 10 пиратов.
А теперь зададимся вопросом: чьим интересам служит борьба с морским пиратством? С одной стороны, интересам всего человечества. Однако устанавливая универсальную юрисдикцию в отношении захвата пиратских судов правительственными силами, Конвенция ООН, по сути дела, провоцирует злоупотребления международным правом и дает возможность таким государствам, как США, безнаказанно совершать нападения на суда других государств, просто обосновав логичность своих подозрений какого-либо корабля в пиратской деятельности.

Комиссаров А. Ф. Современное морское пиратство - угроза международной стабильности// http://a-komissarov.ru//2016

Воробьёв, Н. Н., Погадаев, В. А. Мореплавание и пиратство на Малайском архипелаге // Нусантара. Юго-Восточная Азия. Сборник материалов. Составитель и редактор А. К. Оглоблин. С-Петербург, 2000, с. 77-81 Погадаев, Виктор. «Осторожно, пираты!» // «Вечерняя Москва», 15 февраля 2001 года Hostis Humani Generis: Piracy, Terrorism And a New International Law / By Douglas Richard Burgess II. — The University of British Columbia, 2003. — С. 3-4.



Комментарии
{**}