Текущее положение России на мировом рынке авиационной техники

16 июня 2016, 19:19 953

Рынок авиацииНа сегодняшний день позиции РФ на рынке авиационной техники остаются достаточно прочными несмотря на общемировую тенденцию стагнации отрасли, а также сложную внешнеполитическую обстановку и экономические санкции. 

Посегментарный анализ

Если проводить анализ рынка авиационной техники по сегментам, то необходимо отметить, что наиболее прочны позиции России в области экспорта многоцелевых истребителей и штурмовиков. Так, на первом из указанных рынков за 2007-2014 гг. Россия занимает второе место по фактическому стоимостному объему поставок, контролируя 23,28% рынка, что почти в два раза меньше доли США, составляющей 47,49%. Несколько сузив рассматриваемый временной период, можно сказать о том, что за последний 4-летний период (2012-2015 гг.) РФ поставила на экспорт 171 новый самолет на сумму 7,615 млрд. долл. и по количественному параметру даже обошла США (45,4% против 31%). В 2016-2019 гг. текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке составляет 151 ед. на сумму 10,412 млрд. долл. Что касается еще более далекой перспективы, можно с уверенностью сказать, что для сохранения второго места и после 2019 года необходимы новые контракты. Кроме того, отставание России от США в дальнейшем будет только увеличиваться, поскольку с 2016 года и далее ежегодно будет возрастать количество F-35, поставляемых на экспорт по уже заключенным контрактам. 

Рынок штурмовиков

Что касается положения России на рынке штурмовиков, то его можно назвать куда более уверенным и прочным ввиду того, что рыночная доля страны за 2007-2014 гг. составила 32,7%, что в два раза больше, чем у ближайшего преследователя – Великобритании (16,85%).

Рынок новых самолетов – заправщиков в последние годы обходится без участия российской стороны. Так, в период 2012-2019 гг. не было и не будет поставлено инозаказчикам ни одного подобного летательного аппарата. То же касается и рынков базовой патрульной авиации, где балом правят Испания, США и Германия, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), разведывательных и беспилотных летательных аппаратов.Рынок авиации

Более – менее уверенное положение РФ занимает на рынке новых средних и стратегических военно-транспортных самолетов. Так с 2012 по 2015 гг. на экспорт было поставлено 9 самолетов общей стоимостью в 320,0 млн. долл. В 2016-2019 гг. объем экспорта оценивается в 8 новых машин на сумму 670,9 млн. долл. С этим показателям Россия расположится на шестом месте среди всех экспортеров в данном сегменте.

Несколько слов необходимо сказать также о рынках  учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов. Если на первом из них РФ не представлена в числе экспортеров, то на втором занимает 3 место в мире по количеству проданных аппаратов за 2012-2019 гг. Единственным поставляемым на экспорт самолетом в данной категории является УБС Як-130. В 2012-2015 гг. инозаказчикам было передано 30 подобных самолетов стоимостью 680,8 млн. долл. В 2016-2019 гг. объем продаж может составить 44 ед. на сумму 955,2 млн. долл. 

Основные партнеры

Рынок авиацииВ настоящее время рынок российского оружия включает более 60 стран мира. Наиболее сильны позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Основными нашими партнерами в этом регионе являются Китай и Индия, сотрудничество с которыми носит долгосрочный стратегический характер. На их долю в ближайшем будущем будет приходится более 80% от общего объема экспорта ПВН. Другими значимыми импортерами российского оружия в этом регионе могут быть Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Республика Корея. В целом Азиатско-Тихоокеанский регион динамично развивается и в ближайшие пять лет прогнозируется дальнейший рост объемов закупок ПВН странами региона. В связи с этим можно считать, что данный регион является наиболее перспективным для дальнейшего развития ВТС России с иностранными государствами. 

Можно сказать, что наиболее плотное сотрудничество в данном регионе осуществляется именно с Индией, среди прочего ставшей первым зарубежным покупателем палубного истребителя МиГ-29К. Кроме того, корпорация “Иркут” поставила в 2015 году Индии оставшиеся шесть технологических комплектов для изготовления из них на территории этой страны многоцелевых истребителей Су-30МКИ. Страны также ведут совместную разработку истребителя пятого поколения (FGFA). Наконец, в прошлом году Израиль и Россия приступили к созданию двух самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления для Индии. Работа начата в Таганроге, где на Ил-76 установят израильские локаторы. 

Благодаря разработке многофункционального истребителя поколения “4++” Су-35, удалось наладить ВТС и с Китаем. Россия начнет поставки в 4 квартале 2016 года. 

 

Автор - Геннадий Погосян



Комментарии
{**}