Оценка современного состояния и перспектив развития мирового рынка авиационной техники

15 июня 2016, 23:14 623

ВиВТДинамика мирового рынка продукции военного назначения и, в частности, авиационной ПВН, в последние два десятилетия в значительной степени определялась происходящими в мире геополитическими процессами. 

Так, до начала 90-х годов политика экспорта ВВТ была ориентирована на поддержание биполярного противостояния двух геополитических центров – СССР и США с целью получения в основном политических дивидендов, при этом экономические критерии являлись, как правило, второстепенными. 

Ситуация коренным образом изменилась после распада СССР и организации Варшавского Договора. В 90-е годы, несмотря на общее снижение противостояния сторон, общей тенденцией мирового рынка вооружений было его сужение при росте конкурентной борьбы за передел рынка среди ведущих стран – экспортеров вооружения и военной техники. В результате этого передела сложилось новое соотношение сфер влияния стран – экспортеров, значительную роль в котором играли США и страны НАТО

В настоящее время формирование и развитие мирового рынка авиационной ПВН происходит под воздействием многочисленных противоречивых факторов политического, экономического, военного, социального, информационного характера. 

Авиация как основа вооруженных силВиВт

Рост данного сегмента рынка, прежде всего, определяется возрастанием роли авиации в современных вооруженных силах. Опыт последних вооруженных конфликтов показывает, что в настоящее время происходят значительные качественные изменения в тактике проведения военных операций. Все большее значение приобретают бесконтактные способы ведения боевых действий, ведущую роль в которых играет авиация. 

К сопутствующим развитию мирового рынка авиационной ПВН факторам можно отнести рост числа региональных и локальных очагов напряженности и военных конфликтов, усиление борьбы с международным терроризмом и обусловленную этим растущую потребность государств в современной продукции военного назначения для переоснащения национальных армий и флотов. 

Тем не менее, в процессе развития данного рынка отчетливо начинают проявляться и негативные тенденции, характерные для конкурентных рынков с высокой нормой прибыли. После относительных удач середины 1990х гг. экспортный рынок поразили две катастрофы – ценовая и азиатский экономический кризис. В результате объем поставок авиационной техники перестал расти, начиная с 1995 года. В целом следует отметить, что тенденция постепенного сокращения доли авиационной техники в общем объеме мировой торговли оружием продолжается и сейчас (45% в 2011 году и 29,2% в 2013 году).

Происходит рост экспортных поставок других категорий ВиВТ

Однако, на сегодняшний день военная авиационная техника по объему фактических экспортных поставок все еще занимает первое место среди всех категорий ВиВТ в общем балансе мировой торговли оружием. 

За последние 8 лет (2007-2014 гг.) объем мировых поставок военной авиационной техники ЦАМТО оценивает в сумму 148,996 млрд. долл., что составляет 33,84% от объема продаж всех категорий ВиВТ (440,309 млр. долл.). В расчет включены поставки новых самолетов, лицензионные программы, поставки из состава ВС стран – экспортеров, ремонт и модернизация. Стоимостной объем поставок оценивается в текущих долларах США на момент заключения контрактов (см. рисунок 1.2.1). 

Лидером продаж в авиационном сегменте являются истребители. Так, в период с 2012 по 2015 год было поставлено на экспорт или произведено по лицензии 377 новых самолетов на сумму 25,289 млрд. долл. Всего в прошедший 4-летний период было экспортировано 479 истребителей на сумму 25,975 млрд. долл., что составляет порядка 47% от общего объема продаж авиационной техники. При этом объем продаж новых самолетов составил 78,71% от общего количества или 97,36% от стоимости общемировых поставок.

ВиВТПо данным ЦАМТО в предстоящий 4-летний период (2016-2019 гг.) объем продаж новых многоцелевых истребителей может составить 690 единиц на сумму 90,275 млрд. долл. в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам. 

В процентном выражении рост поставок новых истребителей в 2016-2019 годах по сравнению с предыдущим периодом составит 83,02% в количественном выражении при росте экспорта в стоимостном выражении на 256,97%. Это громадный рост, который отражает высокую потребность заказчиков в современных истребителях. 

Говоря о страновом распределении по фактическому стоимостному объему поставок за период 2007-2014 годов, необходимо отметить, что в тройку призеров вошли такие страны как США (47,49%), Россия (23,28%) и Великобритания (14,34%). Подобное положение вещей сохранится и в ближайшем будущем, несмотря на то, что по количественному объему экспорта новых многоцелевых истребителей за последние четыре года россияне с рыночной долей в 45,4% превосходят американцев (31%). 

Второе место в сегменте авиационной техники по стоимости поставок занимают военно-транспортные самолеты – 32,215 млрд. долл. в 2007-2014 гг. (21,62% в общем балансе поставок авиационной техники). Наибольший объем поставок военно-транспортных самолетов за рассматриваемый период в стоимостном выражении пришелся на 2011 год – 6,250 млрд. долл., минимальный – на 2007 год (2,631 млрд. долл.). Если несколько сузить рассматриваемый временной период, можно выявить, что за последние четыре года было экспортировано 268 средних и стратегических военно-транспортных самолета на общую сумму в 17,853 млрд. долл. При этом объем продаж новых самолетов в 2012 – 2015 гг. составил 77,23% от общего количества или 96,40% от стоимости общемировых поставок. 

В предстоящий четырехлетний период (2016-2019 гг.) объем продаж военно-транспортных самолетов может составить 150 ед. на сумму 15,297 млрд. долл. в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам. В процентном выражении снижение поставок новых самолетов ВТА в данном сегменте по сравнению с 2012-2015 гг. составит 38,0% в количественном выражении и 12,51% - в стоимостном. Так, в последние четыре года средняя потребность в новых военно-транспортных самолетах на мировом рынке составила около 52 ед. в год. В 2016-2019 гг. ежегодный спрос уменьшится до 38 ед. 

 

Автор - Геннадий Погосян, эксперт в области интеграций и торговых связей с иностранными корпорациями



Комментарии
{**}