Тенденции развития рынка авиационной техники

15 июня 2016, 22:20 499

Авиационная промышленность РоссииТенденция к значительному удорожанию современных образцов авиационной ПВН привела к возникновению дифференциации рынка, которая проявляется прежде всего в активном расширении вторичного рынка авиационной ПВН, в котором участвуют и страны, традиционно не относящиеся к производителям данной продукции. 

По мнению зарубежных экспертов, приобретение подержанной авиационной техники является идеальным решением для поддержания на должном уровне обороноспособности стран, не обладающих значительными финансовыми ресурсами и не способных закупить новые образцы современных самолетов и вертолетов. При этом, безусловно, необходимо учитывать стоимость содержания и обслуживания приобретенной техники. 

Вторичный рынок на подъеме

Активно развивается также смежный с данным сегмент рынка - рынок модернизации вторичной авиационной ПВН. В силу более низких затрат на модернизацию по сравнению с с затратами на разработку и создание новых моделей самолетов, на этом рынке активно действуют страны, также не являющиеся экспортерами авиационной техники. Особенно активно в данном сегменте работают США, Израиль, Франция, Италия. Авиационная техника

В то же время, ряд стран, традиционно являвшихся импортерами авиационной ПВН, все большее внимание уделяет развитию собственной авиастроительной промышленности. Так, бурное экономическое развитие ряда стран Юго-Восточной Азии в 90-е годы привело к появлению у них технологических возможностей для производства собственной ПВН. В этой связи большое развитие получил рынок лицензирования производства авиационной ПВН и ее комплектующих на заводах стран - заказчиков.

Несмотря на то, что в настоящее время производство по лицензиям ведется в основном для удовлетворения внутренних потребностей ВС стран - импортеров, в перспективе возможен вход на рынок новых фирм, производящих по лицензия сравнительно недорогую продукцию. Это приведет к дальнейшей дифференциации рынка авиационной ПВН, сужению спроса в верхнем ценовом сегменте и, в конечном счете, к дальнейшему обострению конкуренции экспортеров. 

Помимо продолжающегося в настоящее время снижения спроса на авиационную ПВН, следует отметить возросшую за последние десятилетия конкуренцию на этом рынке, выражающуюся в жестком ценовом соперничестве между экспортерами, а также ведении агрессивной информационной и торговой политики, включающей увязывание поставок вооружений с гарантиями безопасности и с предоставлением экономической помощи странам – покупателям. 

Усложнение продукции ведет к росту конкуренции

Одной из причин возрастания конкуренции между экспортерами является непрерывное усложнение и, как следствие, удорожание производимой продукции. Так, средняя стоимость одного истребителя за последнее десятилетие возросла почти в два раза. Эффект такого рода технологической “гонки вооружений” представляет собой проявление присущей рынку ПВН взаимозависимости полезности приобретаемого заказчиком товара от закупок других агентов. Действительно, эффективность авиационной ПВН проявляется при взаимодействии ее с ВВС и средствами ПВО противника. В связи с этим наличие конкуренции среди покупателей приводит к такому явлению, как переинвестирование в качество продукции, и, как следствие, к значительному возрастанию ее стоимости. Круг стран, обладающих передовой технологией и способных создавать самолеты третьего и четвертого поколений, постоянно сокращается в силу значительного повышения финансовых расходов на их разработку и производство. 

В последнее время набирает обороты тенденция к международному разделению труда в области в области производства авиационной ПВН. Ведущие западные экспортеры все в большей степени практикуют соглашения, предусматривающие производство узлов и комплектующих на национальных производственных мощностях либо лицензионное производство вертолетов на авиазаводах инозаказчиков. Широко распространено привлечение зарубежных фирм в качестве субподрядчиков при выполнении экспортных заказов. 

О том как увеличение расходов на производство авиационной техники влияет на развитие рынка, корреспондент информационного агентства «Деловые Новости» узнал у Святослава Левина, эксперта Центра информационного обеспечения банковской деятельности: «Рост стоимости авиационной техники способствует сужению платежеспособного спроса на нее, и приводит к обострению конкуренции среди продавцов продукции».

Автор - Геннадий Погосян, специалист в области интеграций и торговых связей с иностранными государствами



Комментарии
{**}