Возможности выполнения гособоронзаказа в условиях санкционной изоляции

15 июня 2016, 21:44 478

ГособоронзаказЕще до официального начала санкционной политики западных стран в отношении России министерство обороны страны сделало заявление о том, что ситуация на Украине, а также возможные санкции Запада в отношении российского оборонно-промышленного комплекса ни в коем случае не приведут к ситуации срыва гособоронзаказа.

Санкции пойдут России на пользу?

Вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин вовсе полагает, что возможные санкции со стороны Запада могут пойти даже на пользу российскому ОПК. “Мы уже сделали очень много в последнее время в плане импортозамещения, в плане возрождения собственного российского оборонно-промышленного комплекса, поэтому сегодня каких-то санкций мы не боимся. Их, по сути дела, должны бояться те, кто их пытается сегодня инициировать”.

Подобная точка зрения имеет право на жизнь, однако она ни в коем случае не должна расцениваться как единственно верная. Главная проблема российского ОПК заключается в том, что стране – правопреемнице Советского Союза не удалось сохранить и преумножить достижения прошлых лет в области военной промышленности. СССР добился уникальной возможности сделать свой оборонно-промышленный комплекс полностью самодостаточным, независимым ни от кого другого. Страна могла сама разрабатывать, производить и эксплуатировать всю военную технику и вооружение. 

У России сейчас нет такой самодостаточности в производстве военной техники и вооружений, которая была у Советского Союза. Нельзя не отметить, что наша успешно, например, перенесла производство тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, а впоследствии сумела организовать там производство новейшей версии этой машины – Ил-476. Но, в то же время генеральный директор – генеральный конструктор “Авиационного комплекса им.Ильюшина” Виктор Ливанов в прошлом году сделал признание, что 35 наименований готовых изделий (комплектующих) для этого самолета производятся предприятиями на Украине. Гособоронзаказ

Проблемный "Антонов"

“Еще тяжелее ситуация с самолетами разработки КБ «Антонова», которое на постсоветском пространстве осталось на Украине. Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124 до сих пор составляют очень значительную часть российской военной авиации. И их надо поддерживать в работоспособном состоянии. А в новых самолетах – Ан-70, Ан-140, А-148, которые в небольших дозах, но все же производятся на территории России, доля украинских комплектующих превышает 50%. В производстве Ан-148 разработки ГП «Антонов», например, используются технологии 126 российских, 10 французских, 11 немецких, 5 британских и 16 американских предприятий. Если брать планер этого самолета, то российское ВАСО изготавливает его хвостовую часть и фюзеляж, а «Антонов» - крылья и носовую часть. И нынешняя ситуация с возможным разрывом связей заставляет крепко задуматься не только российских авиастроителей, но и украинских. Вице-президент авиконцерна “Антонов” Александр Кива даже назвал ее “полностью безумной”. “Мы каждый день общаемся с российскими партнерами. Все мы многое теряем из-за политических разногласий и надеемся, что скоро проснемся в нормальном мире” - заявил он французской газете Le Monde.

ГособоронзаказБольшой проблемой для России является также производство двигателей для вертолетов. Со времен СССР их производством занимается серийный завод “Мотор Сич” в Запорожье в кооперации с российскими партнерами.  Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52 – все они летают на двигателях украинского производства, хотя разрабатывал их российский “Климов”.

Более того, по данным SIPRI около 10% украинского экспорта ПВН за 2010 – 2014 года направлялось именно в Россию, в результате чего можно сделать вывод, что эти страны достаточно тесно взаимосвязаны и сильно взаимозависимы в сфере ВВТ. «Подводя итог, нужно сказать, что современная военно-политическая обстановка, безусловно, накладывает свой отпечаток на работу российского ОПК и организацию отношений в сфере ВТС с иностранными государствами. Однако, проводя активную политику импортозамещения и налаживая собственное производство всех комплектующих страна может сохранить занимаемые позиции на рынке ВВТ, а со временем- даже приумножить их» - Геннадий Погосян, специалист в области интеграций и торговых связей с иностранными корпорациями. 



Комментарии
{**}