Регулирование чрезвычайных ситуаций в Индии

03 июня 2016, 18:03 538

ИндияПрежде чем перейти непосредственно к теме, необходимо четко понимать, что мы имеем в виду под чрезвычайной или как ее еще называют кризисной ситуацией. Чрезвычайная ситуация – это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Данную ситуацию также рассматривают как «переломный момент в лучшую или худшую сторону», «решающий момент» и т.д. То есть, это период нестабильности, неопределенности, когда нельзя терять ни минуты для принятия важного решения, которое может стать судьбоносным для многих людей. Если кризис не устранен вовремя, то существуют угрозы для трех секторов общественной жизни: безопасность общества, финансовые убытки и потеря репутации. Отсюда следует, что кризисное управление – это планирование кризиса, то есть минимизация рисков и потерь, учет всех факторов в ситуации, стремление взять под контроль кризисное регулирование. Логично, что подобного рода регулирование должно происходить на всех уровнях: как на местном, так и на национальном. 

Когда речь заходит об Индии, то, к сожалению, не редко мы слышим новости о страшных природных катаклизмах, произошедших в том или ином штате этой страны. Наводнения, оползни, землетрясения – и это еще далеко не весь список несчастий, который постоянно испытывает южно-азиатский гигант. Каждый раз в результате таких происшествий гибнут от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Такое положение дел не может не вызывать беспокойства у индийского руководства. В результате начались переговоры с Россией – страной, у которой за плечами большой опыт урегулирования подобного рода ситуаций. 

Разговоры о сотрудничестве в сфере урегулирования кризисных ситуаций, вызванных природными катаклизмами, между Россией и Индией начались в 2011 году. В апреле 2013 г. министр внутренних дел Индии Шушилкумар Шинд посетил Москву. В ходе визита стороны подписали документ, согласно которому будет создана российско-индийская комиссия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Эта комиссия будет призвана информировать граждан об угрозе природных катастроф и вырабатывать предложения по их урегулированию, чтобы тренировать специалистов. Российскую делегацию представлял министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков. Партнеры признали тот факт, что ни России, ни Индии не нравится просить о помощи, но это становится неизбежным, когда дело касается природных катастроф, таких как цунами, землетрясения и наводнения. В. Пучков также предложил своему индийскому коллеге механизм, занимающийся разработкой систем для проведения космического мониторинга. Страны также договорились о сотрудничестве в сфере научных разработок. Индия

24 декабря 2015 года индийский премьер-министр Нарендра Моди посетил Россию с государственным визитом, в рамках которого также посетил российский национальный ситуационно-кризисный центр. Индийское правительство взяло на заметку существующий в России Национальный Ситуационный-Кризисный Центр, где хранятся записи каждой катастрофы в режиме реального времени. В июне того же года индийские СМИ стали уделять большое внимание идее создания аналогичного ситуационно-кризисный центра в Индии, и Россия будет оказывать техническую поддержку для развития данного проекта.Во время пребывания индийского министра в российском кризисном центре, один из его сотрудников сообщил, что через три месяца в Индии произойдет природная катастрофа, которая приведет к панике среди населения, и СМИ будут непрерывно освещать место трагедии, о которой вскоре все забудут. Никто не мог представить, насколько слова этого человека окажутся пророческими – 13-17 июня 2013 года в штате Уттаракханд произошла страшная катастрофа. Сильные ливни привели к наводнениям и оползням, последствия которых по масштабу превзошли даже цунами 2004 года. 

Первые двадцать четыре часа – это время, когда необходимо принимать важные, а главное оперативные решения. К сожалению, как показывает практика, отсутствие таковых является одной из основных проблем индийских властей в деле урегулирования кризисных ситуаций. Помимо этого, властям потребовалось четыре дня, чтобы оценить материальный ущерб и определить место нахождение пострадавших людей. Страшно представить каково было выжившим людям без еды, воды и сухой одежды. Спустя неделю все СМИ пестрят кадрами мертвых тел, которые ничем не прикрыты и уже начали разлагаться. Следовательно, риск распространения инфекции растет. Процесс идентификации как погибших, так и выживших сильно затягивается – горячие линии не справляются. Медикаментов до сих пор нет. Волонтеры с самых отдаленных частей страны за свой счет прибывают на место происшествия, чтобы оказать хоть какую-то помощь. 

26 ноября 2008 года произошли трагические события в Мумбаи, которые показали, что страна совершенно не готова оказать сопротивление хорошо обученным террористам. Для того, чтобы урегулировать данную проблему были задействованы органы всех уровней: местный, региональный, национальный и даже международный. Тем не менее погибло около двухсот человек, еще больше трехсот получили серьезные травмы. Серия этих терактов, совершенных одновременно в трех отелях города, вошла в историю как 26/11.  

ИндияПрошло целых три дня, прежде чем Силы национальной безопасности (National Security Guard), известные так же как «черные кошки» (black cats) из-за цвета своей формы, смогли нейтрализовать восьмерых террористов. Помимо СНБ в операции участвовал Антитеррористический Отряд (Anti Terrorist Squad), который функционирует лишь в нескольких штатах: Махараштра, Гуджарат, Керала, Уттар Прадеш, Раджастан и Бихар. К основным функциям отряда относятся:

- сбор информации об антиправительственных элементах, функционирующих в любой части штата Махараштра

- обмен информацией и координация действий с Центральными информационными агентствами (Intelligence Bureau, Research and Analysis Wing)

- координация действий с аналогичными агентствами других штатов.

В 2005 году был опубликован «Закон о ликвидации последствий стихийных бедствий» (Disaster Management Act), в соответствии с которым ликвидация последствий стихийных бедствий – это продолжительный и интегрированный процесс планирования, организации, координации и выполнения мер, которые необходимы и целесообразны в случае сокращения рисков, угрозы или урона от той или иной катастрофы, эвакуации людей и восстановления объектов инфрастуктуры.В октябре 2009 года правительство Индии провозгласило национальную политику, основной целью которой является ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство поставило задачу построения безопасной и устойчивой к природным катастрофам Индии делая ставку на предотвращение, смягчение, подготовку и ответную реакцию.

В Индии существуют агентства (nodal agencies), которые несут ответственность за отслеживание развития кризисных ситуаций начиная с раннего этапа и дальнейшее оповещение властей на районном, штатном и национальном уровнях. 

Негативные последствия любого кризиса можно минимизировать, если действовать на опережение: своевременно собирать и обмениваться информацией с соответствующими центрами, координировать действия. Ни у одной организации нет абсолютного иммунитета, когда дело касается кризисных ситуаций. Но каждая из них должна сделать все от себя зависящее, чтобы к ним подготовиться.

Защита гражданского населения, обеспечение общественной безопасности являются главными функциями государства, а это значит, что регулирование кризисных ситуаций должно являться первостепенной задачей для любого правительства, в том числе индийского. 

 

Автор: Екатерина Тюрина. Председатель Клуба Внешней Политики России НСО МГИМО.

1 курс магистратуры. Программа «Дипломатия и дипломатическая служба».



Комментарии
{**}