Инструменты формирования позитивного имиджа России в мире

03 июня 2016, 00:05 850

 

Мягкая сила РоссииНесмотря на довольно давнее использование мягкой силы в мировой политике и колоссальный опыт СССР в данной области, понятие мягкой силы появляется в Концепции внешней политики Российской Федерации лишь в феврале 2013 г. и определяется как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности объединений граждан, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие методы и технологии, альтернативные классической дипломатии». Иными словами, «soft power» - возможность достигать целей на международной арене не путем принуждения, а с помощью убеждения и привлечения симпатий других субъектов политики. 

 

Александр Олегович Наумов выделяет 2 пути повышения внешнеполитического имиджа государства за рубежом: естественный и искусственный. В русле естественного пути государство улучшает свой имидж на мировой арене благодаря успехам в экономике, развитию культуры, науки, легитимности политики, проводимой внутри страны и на мировой арене. Здесь мягкая сила, как верно подчеркнул Заместитель министра иностранных дел Григорий Борисович Карасин в интервью журналу «Свободная мысль», есть «способность проецировать за пределы национальных границ достижения в экономике, науке, технологическом развитии, культурно-гуманитарной сфере, повышая тем самым привлекательность своей страны».

В рамках искусственного подхода применение инструментов мягкой силы воспринимается как лоббизм, пропаганда или форма информационного прикрытия для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. 

В настоящий момент в России, с точки зрения Александра Олеговича, можно выделить несколько наиболее активно действующих институтов «мягкой силы» и публичной дипломатии (как основного инструмента наращивания «мягкой силы» государств в современном мире):Мягкая сила России

1. Органы государственной власти, в первую очередь МИД и его структуры ‒ Департамент информации и печати и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), важнейшими направлениями деятельности которого являются развитие гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами и работа с соотечественниками, оказавшимися за пределами России.

2. Неправительственные организации, институты гражданского общества: фонд «Русский мир», фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам» (НП РСМД), Общественная палата Российской Федерации и др. Задачей фонда «Русский мир», Фонда публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, как считает доктор политических наук  Марина Михайловна Лебедева, стало поддержание и распространение русского языка, развитие публичной дипломатии. Однако России не следует останавливаться на достигнутом. Ярким доказательством этого является тот факт, что только в Казахстане российские ресурсные центры значительно превалируют над американскими, в других же странах Центральной Азии картина прямо противоположная. При этом США изначально большое внимание уделяли использованию интернет-технологий во внешней политике, создавая сайты своих официальных представительств. С появлением социальных сетей посольства и ресурсные центры США в Центральной Азии стали активно использовать Facebook, Twitter, YouTube, MySpace. 

Россия в этом плане в значительной степени отстает. Также прослеживается более широкая проблематика деятельности западных фондов. Например, вопросы здравоохранения и экологии практически отсутствуют в качестве российских направлений работы в Центральной Азии, тогда как приведенная кандидатом исторических наук Алексеем Викторовичем Власовым в качестве примера зарубежная программа USAID уделяет большое внимание вопросам здравоохранения (прежде всего, осуществляются программы, направленные на борьбу со СПИДом и туберкулёзом). 

3. Глобальные СМИ: телеканалы «RT», «Россия-РТР» и др., Международное информационное агентство «Россия сегодня», проект «Российская газета», Интернет-ресурсы МИД и других правительственных ведомств. Особенно следует выделить телеканал «RT», который широко и оперативно представляет российскую точку зрения на основные мировые события, пошатнув тем самым длящееся уже не одно десятилетие господство англоязычных СМИ в области подачи информации в глобальном масштабе. Ярким примером также является Казахстан. В этой стране по данным Исследовательской компании TNS российские СМИ имеют широкое распространение: почти половина радиостанций в стране – российские или работают по российским лицензиям, хорошо представлены российские телеканалы.

Мягкая сила России4. Проекты в сфере образования. К этому инструменту прежде всего относится деятельность ведущих университетов страны (МГИМО, МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН и др.). Хорошим примером является наш университет. В процессе обучения студенты-магистранты англоязычной магистерской программы «Политика и экономика в Евразии» узнают, что полученная ими ранее информация не абсолютна. Доктор политических наук и научный руководитель названной магистерской программы Татьяна Алексеевна Шаклеина признает количественный рост иностранных студентов и посылающих стран. Благодаря своей «мягкой силе» МГИМО приобретает много новых друзей, из числа которых сформируется новое поколение дипломатов, профессоров, экспертов, бизнесменов, желающих видеть в России «дружественного конкурента» или партнера в решении проблем общемирового и регионального значения. 

Студенты из государств Центральной Азии также могут поступить в филиалы российских вузов, в частности в филиалы МГУ, которые есть в Астане и Душанбе. Функционируют и совместные университеты. Таким является Кыргызско-российский славянский университет им. Бориса Николаевича Ельцина. Другая возможность для студентов из Центральной Азии познакомиться с системой высшего образования России – сетевые университеты СНГ и ШОС. Однако Россия, несмотря на имеющиеся давние традиции в предоставлении образовательных услуг выходцам из Центральной Азии, сегодня всё же уступает в этой области США, Европе и Китаю (здесь выделяется деятельность Германии и Китая, которые открывают в Центральной Азии соответственно институты Гёте и Конфуция, проводят обмены студентами и школьниками). США же, например, кроме отдельных программ в области образования создали в Алма-Ате Казахско-американский университет (КАУ), синтезировав, как пишет доктор исторических наук Виталий Вячеславович Наумкин, американскую и казахстанскую систему высшего образования. КАУ сейчас является членом ассоциации американских колледжей и университетов. 

Можно выделить шесть основных, по мнению Александра Олеговича, ресурсов, которые делают более эффективным использование инструментов мягкой силы. Среди них, например, историческое наследие. Нынешний образ России за рубежом не в полной мере отражает всю глубину и разнообразие этой палитры. Не все знают, какой гигантский вклад в мировую цивилизацию внесла наша страна, некоторые политики (особенно из стран Восточной Европы) и вовсе рисуют ее роль в мировой истории черными красками. Следует более действенно и последовательно популяризировать достижения страны, не скрывая одновременно ее недостатки и болевые точки. 

К ресурсам можно отнести сформировавшуюся в результате нескольких волн эмиграции многомиллионную русскоязычную диаспору за рубежом, а также сам русский язык. Необходимо развивать механизмы помощи нашим соотечественникам за рубежом, сделав упор на расширении культурных центров, финансовом обеспечении русских школ, кафедр русского языка и литературы в высших учебных заведениях, содействии русскоязычным СМИ.

Кроме того, можно говорить о таком ресурсе как высшее образование. Наша система образования – одно из реальных исторических достижений страны, которое традиционно вызывает чувство гордости. 

Еще один значительный ресурс – миграция. Необходимо помогать временно приезжающим в Россию трудовым мигрантам в овладении русским языком и изучении российской культуры, чтобы по возвращении на родину они распространяли соответствующие ценности. Существенную роль в реализации «мягкой силы» за рубежом играет религиозный потенциал России. Особенно это относится к Русской православной церкви и ее «церковной дипломатии». 

Наконец, немаловажным ресурсом России является собственно геополитический вес страны в системе международных отношений, ее позиция по основным международным проблемам, статус глобальной ядерной, энергетической и космической державы, место постоянного члена Совета Безопасности ООН, активное участие в динамично развивающихся международных структурах, таких как Евразийский союз, ШОС и БРИКС. Хотелось бы отметить инструменты «умной силы». «Умная сила», согласно тому же Дж. Наю, является динамичной комбинацией «мягкой и жёсткой силы». Smart power включает в себя использование полного набора инструментов, которые имеются в распоряжении у страны (политических, экономических, культурных, правовых, дипломатических) с возможностью выбора правильного средства или их комбинации для каждой конкретной ситуации. «Умная власть» становится эквивалентом компетентной внешней политики, которая не должна использовать один и тот же набор инструментов для решения различных проблем. На мой взгляд, в настоящее время необходимо переходить от мягкой силы к умной силе, эффективно используя все средства создания положительного образа России за рубежом.

 

Автор - Якушева М., I-МП-3 группа



Комментарии
{**}