Высшее образование в России как инструмент подготовки кадров для Украины

26 мая 2016, 23:29 879

УкраинаОбразование является составным элементов мягкой силы. Оно включает в себя множество практик и инструментов, различных по характеру работы и целевой аудитории. В своём докладе я затрону аспект высшего образования как инструмента распространения мягкой силы России за рубежом, а точнее, на Украине.

Разразившийся два года назад украинский кризис значительно ослабил позиции России на Украине. Позиционирующая себя как пророссийская Партия регионов оказалась неспособна противостоять перевороту в Киеве и не смогла сплотить вокруг себя русское население Украины. Различные пророссийские общественно-политические движения были загнаны в подполье, их члены эмигрировали, подверглись преследованиям или были убиты. Позиции России значительно ослаблены также и государственной антироссийской пропагандой, пропагандой европейского будущего для Украины. 

Однако как бы не была привлекательна идея евроинтеграции, доля её сторонников среди граждан Украины неуклонно снижается: с 62% в 2015 году до 55% в 2016 году.  

Одновременно растёт количество украинцев, положительно относящихся к России: с 24% в 2015 году до 28% в 2016 году.  На фоне привлекательной идеи евроинтеграции, 70% украинцев считают, что Украина движется в неправильном направлении. Проходи выборы президента в это воскресенье, за Порошенко отдали бы свои голоса лишь 17% граждан (и это лучший показатель среди украинских политиков). 

С одной стороны мы имеем крайне ослабленные позиции России  после Евромайдана, сторонники России на Украине дезорганизованы. С другой украинцы хоть и поддерживают идею евроинтеграции, однако считают, что Украина движется в неправильном направлении, а число сторонников России растёт. В таких условиях актуальным становятся действия России по восстановлению своих утраченных позиций. Одним из элементов этого следует рассматривать высшее образование.Диплом Российского ВУЗа

С началом украинского кризиса Россия увеличивает размер квоты на получение украинцами образования в России. В этом году выделено 455 мест, что почти в 5 раз больше, чем в 2013 году. Всего же в России по состоянию на 2015 год обучалось почти 16 тысяч украинцев. Для украинского абитуриента созданы отличные условия для поступления в Россию. Между двумя странами действует договор о признании документов об образовании друг друга, украинцам значительно упрощён порядок пересечения границы и наибольший срок пребывания без регистрации из всех возможных – 90 дней. Также Россия предоставляет поступающим украинцам места в общежитии и выплачивает стипендии.Отбор на получение квоты проходит на основании успеваемости и личных достижений, как-то публикации, участие в конференциях, спортивные достижения и т.д. При всей разумности этого механизма, мне видится возможность усовершенствовать его. Основанием для этого служат данные проведённого мною социологического исследования среди украинских студентов ВШЭ. 11,8% респондентов ответили, что относятся к России негативно или скорее негативно. Столько же ответили, что не собираются работать по специальности. Полагаю, дополнение уже имеющегося комплекта документа мотивационным письмом позволит усовершенствовать отбор кандидатов на получение квоты. Ведь при отборе кандидатов на получение квоты важна не только хорошая успеваемость, но и профессиональная подкованность и личный интерес, а простое перечисление своих достижений не раскрывает это в полной мере.     

Ещё одним элементом усовершенствования деятельности по подготовке ориентирующихся на Россию профессионалов является известная корректировка распределения квот. Например, в этом году из 455 квотных мест выделенных для граждан Украины, на направление подготовки «Экономика и управление» выделено 1(одно) место. То же для социологии. Для «Политических наук и регионоведения» выделено 17 мест для бакалавриата (что действительно много), однако всего 2 для магистратуры (что видится крайне малым). Конечно, распределение ограниченного количества квот является делом по-настоящему сложным и ответственным, однако России трудно будет восстановить своё влияние на Украине, если она будет готовить одного специалиста в сфере экономики и управления.В силу нынешнего экономического кризиса, говорить об увеличении квот на обучение не представляется возможным. Однако если нет возможности брать количеством, речь заходит о качестве, а точнее, об увеличении эффективности работы с украинскими студентами в России. В данный момент, к сожалению, системная работа с украинскими студентами российских ВУЗов не ведётся. Россотрудничество, фонд Горчакова, Российский Союз Молодёжи организовывают интереснейшие и полезнейшие мероприятия. Однако, системной и всеохватывающей работы с украинскими студентами по подготовке их к изучению и разработке проблем Украины, восстановлению российско-украинских отношений не ведётся. 

Я полагаю, что создав отличные условия для поступления и адаптации украинских студентов, России следует продолжить и углубить свою работу с ними.

В данных условиях полезным будет учитывать иностранные наработки. Например, стипендия и программа лидерства им.Вайденфельда-Хоффманна, британская стипендия, ставящая своей целью «воспитание лидеров завтрашнего дня». Она рассчитана на аспирантов и реализуется на базе Оксфорда. Со стипендиатами проводят семинары по государственной политике, дискуссии по актуальным проблемам стран происхождения стипендиатов, курсы лидерства и т.п. Стипендия существует с 2007 года. В 2015 году её лауреатами стали 155 человека из 53 стран мира.

Русский языкАналогичный проект можно создать в России для украинских студентов, желающих работать по специальности и желающих вернуться домой после окончания обучения. Этот проект может охватывать студентов таких направления, как «Экономика и управление», «Политические науки и регионоведение», «Средства массовой информации», «Социология». В рамках этого проекта сами студенты, при участии преподавателей ВУЗов и общественно-политических деятелей, занимающихся украинским вопросом, будут изучать проблемы нынешнего развития Украины, изыскивать пути их разрешения и вырабатывать стратегию улучшения русско-украинских отношений. Также для участников данного проекта следует проводить курсы по лидерству, ораторскому искусству. Это крайне важно для будущих политологов, журналистов и государственных управленцев.

Реализация данного предложения потребует времени, организационных усилий и финансовых затрат. 

Что касается времени, то, к сожалению, отношения между нашими двумя странами не улучшатся сами по себе. Их должны улучшать люди. И улучшать конкретными действиями. Одними из этих людей должны стать украинские студенты, получившие образование в России. Подготовка новых кадров длительный процесс и нужно начинать сейчас, а не когда кризис закончится. Их нужно взращивать и направлять их развитие не один год. Что касается финансовых затрат, то, полагаю, одним лишь увеличением квот (делом однозначно нужным) нельзя добиться положительного эффекта. Нужно также вкладывать финансы в целенаправленное развитие уже имеющихся студентов. 

Ещё одной сложностью в реализации данного проекта является фактор географический. Россия не ограничивается Москвой и наладить работу с людьми, находящимися на расстоянии тысяч километров и в разных часовых поясах крайне непросто. Однако возможности, предоставляемые интернетом поистине безграничны и, хоть это потребует известных организаторских усилий, однако это вполне возможно.

Украинский кризис, разразившийся более двух лет назад, значительно ослабил позиции России на Украине. В данный момент в стране отсутствует пророссийская политическая партия или общественно-политическое движение. Очевидно, что рано или поздно кризис закончится и Россия будет восстанавливать своё влияние на Украине. Одним из элементов этого является высшее образование. В данный момент Россия предоставляет почти полтысячи квот в год на обучение украинских студентов в своих ВУЗах. Всего же более 16 тысяч украинцев учатся в российских ВУЗах. Имея отличные условия, Россия вполне может активизировать свою работу с этой весьма значительной группой украинских граждан.

Во-первых, это улучшение отбора кандидатов на получение квот повысит процент студентов, желающих работать по специальности и положительно относящихся к России. Вторым элементов улучшения работы России с украинскими студентами является корректировка подходов в распределении квот по специальностям. Это сложный и тонкий процесс, однако сложно рассчитывать на положительный результат, имея всего 1 квоту по направлению «Экономика и управление».

Третьим элементом является создание образовательного проекта среди украинских студентов, обучающихся в ВУЗах России и желающих вернуться на Украину и работать по специальности. В рамках этого проекта студенты из Украины будут сообща работать над  путями разрешения нынешних украинских проблем и выявлять пути нормализации российско-украинских отношений. Помогать им и направлять их развитие будут преподаватели и общественные деятели, заинтересованные в разрешении украинского кризиса. Также для участников данного проекта будут проводиться курсы ораторского искусства и лидерства, что чрезвычайно важно для государственных управленцев и политологов. В дальнейшем же эти люди станут одним из элементов российского влияния на Украине.

Всё это потребует времени, финансовых затрат и организационных усилий. Однако возвращение России на Украину неминуемо. Равно как и неминуемо повлечёт увеличение расходов. В то же время, инвестиции в студентов на данном этапе таковы, что окупятся, когда кризис закончится, и отношения наших стран вновь нормализуются.  

 

Автор: Семёнов Максим

1-й курс магистратуры Программы «Государственное и муниципальное управление» Высшей школы экономики 



Комментарии
{**}