Арктика: интересы нециркумполярных держав в регионе

29 октября 2015, 23:38 1228

 

 

Арктический регионДо начала XXI в. арктический регион оставался белым пятном на геополитической карте мира, которому в лучшем случае отводилась роль «стены с севера» в концепциях сдерживания и окружения России (Мэхэн, Маккиндер, Спайкман).  Но сегодня, в силу климатических изменений и достигнутого технического прогресса, ситуация заметно изменилась. Арктика стала доступна для исследований, которые выявили множество   направлений хозяйственной деятельности в высоких северных широтах.  Естественно, это привело к росту интереса к ней со стороны крупных нерегиональных игроков. Весьма подробно причины роста заинтересованности неарктических государств в утверждении своего присутствия в регионе изложены в Резолюции Европейского парламента от 30 сентября 2008 г. по управлению Арктикой – “European Parliament resolution on Arctic Governance”.  К ним отнесены, в частности, следующие доводы:

 – «геополитическая и стратегическая значимость Арктического региона возрастает»;

 – «арктический регион в настоящее время не подпадает под действие каких-либо норм или правил многостороннего уровня, поскольку никогда не ожидалось, что он станет судоходным путем или районом коммерческого использования»;

– «в последние годы интенсивность движения морских судов в Арктике значительно увеличилась вследствие возросшего интереса к бурению здесь морских недр и более частому проходу круизных судов»; 

– «Арктический регион может содержать порядка 22 процентов неоткрытых мировых запасов нефти и газа (the Arctic region may contain close to 22% of the world’s undiscovered oil and gas reserves)». Арктический регион

Нециркумполярные игроки, в том числе ЕС,  стремясь придать легитимную форму своим притязаниям на участие в разработке арктического потенциала, 

- выступают за интернационализацию Арктики, установление там режима международного кондоминиума и выделение Международного района морского дна в соответствии с буквальными положениями Конвенции ООН по международному морскому праву;

- утверждают свою причастность к региону на основе институционального или географического  критерия. 

Легальная основа для интернационализации Арктики, отграничения части пространств, на которые распространяются суверенные права прибрежных государств, - ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву, предусматривающая отграничение части континентального шельфа государств в пользу Международного района морского дна. 

Применимость этого подхода критикуется на официальном и доктринальном уровне по практическим и правовым основаниям. С практической точки зрения создание района «общего наследия человечества» в высоких северных широтах, покрытых многовековым льдом, вряд ли будет способствовать утверждению свободы судоходства (на что в первую очередь нацелены положения Конвенции), а участие нерегиональных игроков в разработке биологических и минеральных богатств района с исключительно хрупкой экосистемой чревато неизбежными рисками для прибрежных государств. 

Юридически применимость Конценции ООН по морскому праву спорна, поскольку правовое регулирование в регионе на протяжении столетий осуществляют прибрежные государства в рамках своего суверенитета и в соответствии со своими интересами. Приоритет обычного международного права над статутными нормами применительно к Арктике отметил в своем решении Международный суд ООН, приверженность этому подходу подтвердили пять арктических государств в Илуллисатской конвенции 2008г. 

Арктический регионАрктическая политика ЕС

Из 27 государств-членов ЕС только Дания (в силу суверенитета над о. Гренландия) является государством, прибрежным к СЛО. Но в Арктическом Совете 8 государств больше половины составляют страны, являющиеся членами ЕС (Дания, Швеция, Финляндия), либо являющиеся участниками Европейского экономического пространства (Норвегия, Исландия). Последний факт ЕС использует, чтобы получить статус постоянного наблюдателя при этой организации. 

До последнего времени у ЕС отсутствовала проработанная арктическая политика.  Задача ее формирования поставлена перед Еврокомиссией упомянутой резолюцией Европарламента от 30 сентября 2008 г. 

Второй значимый правовой акта ЕС о политике в Арктике – Сообщение Еврокомиссии Европейскому парламенту и Совету   «Европейский союз и Арктический регион» от 20 ноября 2008 г.,  предлагает «государствам – членам ЕС и его учреждениям принять меры, направленные на достижение трех главных целей арктической политики: 

– защита и сохранение Арктики во благо ее населения,

– поощрение устойчивого использования ресурсов, 

– содействие совершенствованию многостороннего управления в Арктике»

Во исполнение последнего положения в 2005 и 2007 г. ЕС выступал с инициативой подготовки Хартии по управлению Арктикой (документ, тем не менее, не был разработан).  Резолюцией Европарламента от 9 октября 2008 г.Еврокомиссии  предлагалось подготовиться «к открытию международных переговоров, направленных на принятие международного договора об охране Арктики, следуя примеру Договора об Антарктиде, дополненного Мадридским протоколом 1991 года» 

Совместное заявление Европейскому парламенту и Совету Европейской комиссии Европейского союза  и Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности  «Развитие политики Европейского союза в Арктическом регионе: прогресс с 2008 года и последующие шаги»  описывает арктическую концепцию ЕС триадой: знание, ответственность, вовлеченность.  

Знание  - финансирование научных исследований в Арктике, развитие систем сбора информации о регионе (например, посредством запуска спутников «Галилео» и «Sentinel», последний призван мониторить толщину и поверхность морских льдов).  В  заявлении указывается, что в целом В рамках Седьмой рамочной программы ЕС выделил около 200 млн евро на проведение международных исследований в Арктическом регионе.  Союз также поддержал инициативу создания Опорной сети наблюдений в Арктике, призванной поддерживать и координировать международные панарктические исследования. 

Ответственность связана прежде всего  с экономической вовлеченностью ЕС в дела региона, а именно с продвижением идеи устойчивого использования арктических ресурсов.  В этой связи большое внимание уделено «активной дипломатической работе в области сырьевой политики с соответствующими арктическими государствами с целью обеспечения доступа к ресурсам, в частности, на основе программ стратегического партнерства и диалога по разработке политики в данной сфере».  Вкладом в логистическое развитие Арктики ЕС считает включение районов Крайнего Севера в трансъевропейскую транспортную систему. 

Принцип «вовлеченности» описывает механизм взаимодействия ЕС с прибрежными арктическими государствами, национальными автономиями и коренными народами, а также международными и неправительственными организациями. Это взаимодействие осуществляется в формах:

двусторонних переговоров с циркумполярными государствами (РФ, Канада, США, Норвегия);участие европейских служб и комиссий в качестве специальных наблюдателей при Арктическом Совете;

форматы Совета Баренцева / Евроарктического региона и «Северного измерения»;

финансирование за счет фондов ЕС и вкладов стран-участниц программ (в том числе трансграничных), направленных на развитие территорий Крайнего Севера и поддержку коренных народов. К таким программам относятся: «Северная периферия» (Ирландия, Швеция, Финляндия, Великобритания, Фарерские острова, Гренландия, Исландия и Норвегия), «Северная Швеция», «Северная Финляндия», «Коларктик», «Карелия» (совместно с РФ).  

Таким образом, ЕС в качестве аргументов в пользу своего присутствия в Арктике использует развитое природоохранное законодательство и множество осуществляемых в соответствии с ним мероприятий. При этом целями возросшей активности Союза в циркумполярном регионе, помимо декларируемого поддержание экологического баланса, очевидно, является использование минеральной и биоресурсной базы и транспортных возможностей Севморпути. При этом продвижение  ЕС его арктической политики связано с поддержкой Союзом идей ограничения юрисдикции прибрежных арктических государств (путем выделения Международного района морского дна, установления в Арктике режима международного кондоминиума, принятия Кодекса полярного мореплавания и т.д.) В связи с этим, очевидно, для России активизация ЕС в Арктике будет связана не только с новыми возможностями для взаимодействия, но и сложной дипломатической работой по разрешению неизбежных разногласий. 

 

Автор: Елена Наумова



Комментарии
{**}