Перспективы добычи углеводородов в Арктике

28 октября 2015, 22:12 2292

Полезные ископаемые в АрктикеСтраны Арктического региона имеют достаточные обширные запасы полезных ископаемых, в том числе углеводородных. Большинство этих запасов сосредоточено в арктических районах крайнего севера. Россия владеет практически самой богатой на полезные ископаемые частью. Почти треть мировых владений Крайнего севера приходится на Российскую Федерацию.На сегодняшний момент в Арктическом регионе сконцентрировано огромное количество открытых в России крупных месторождений углеводородов. Стоит также отметить и про потенциальные и стратегические месторождения, которые в регионе насчитывается свыше тысячи. Большинство из них (более 50%) являются именно нефтяными. Почти все запасы российского газа (более 90%) приурочены к месторождениям Крайнего Севера, что делает исследование данного региона все более актуальным.

Арктика богата запасами полезных ископаемых

За полярным кругом сейчас находится около 25% мировых запасов углеводородов. Из которых потенциальные запасы нефти составляют порядка 90 млрд. барр., газа – 47,3 трлн. куб. м, газового конденсата – 45 млрд. барр. Данные ресурсы распределены по региону достаточно неравномерно, наибольшими запасами углеводородного сырья (более 250 млн. барр. нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60% от всех запасов Арктики) обладает Россия.Россия является передовым разработчиком газовых и нефтяных месторожений Арктической зоны. С вводом в разработку в 1970-ых годах крупных бассейнов Ямала (Уренгой, Ямбург) прочно заняла лидирующие позиции по добыче углеводородного сырья. Однако стоит отметить, что Россия концентрируется в основном на суше, а зоны шельфа пока что только начали осваиваться.Полезные ископаемые в Арктике

Постепенно шельф начинает играть все большую роль в поддержании мировой нефтедобычи. Это связано с истощением и удорожанием добычи нефти в местах традиционной добычи. По данным международных экспертов, 2/3 запасов углеводородного сырья открыто именно на шельфе. Объемы поискового бурения на континентальном шельфе, в том числе в Арктике, тоже растут, но прежде всего за счет Норвегии, активно стимулирующей освоение нефтегазовых ресурсов.Ресурсы нефти, газа и конденсата арктического континентального шельфа оцениваются в 83 млрд тонн условного топлива. Наиболее значительным потенциалом характеризуются недра арктических морей, Баренцева и Карского в частности. На долю этих двух морей приходится 80% всех запасов арктического шельфа. На данной территории находятся все 25 открытых месторождений нефти и газа, размер извлекаемых запасов которых равен 10 млрд. т. у. т. (8,6 трлн. куб. м. газа и 430 млн. т. нефти).

В ближайшей перспективе планируется расширение и осуществление крупных проектов по освоению ресурсов месторождений арктических акваторий (Штокмановского, Приразломного месторождений). При условии выполнения основных мероприяти стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ и комплексного плана по его реализации ожидаемые объемы добычи нефти на шельфе могут составить к 2020 г. до 95 млн. т, а газа – до 320 млрд. куб. м. 

Арктика - сложный для работы регион

Географическое положение – удаленность, полярные ночи/дни и связанный с этим недостаток света создает сложности, влияющие на безопасность условий труда человека в данном регионе. Среди них можно выделить проблемы со связью, логистикой и доставкой оборудования, скоростью реагирования в чрезвычайных ситуациях.

Глубоководность – глубина моря представляет собой трудности при передаче энергии, материалов, жидких и газовых полезных ископаемых. Увеличиваются затраты на эксплуатации протяженных магистралей трубопроводов, на постройку плавучих производственных комплексов.  До сегодняшнего дня, большинство арктических проектов строилось на глубине до 100 метров (нефтяное месторождение Хайберния на северном шельфе Канады). Для производства на глубине свыше 400 метров (как в случае с Штокманом), потребуются более ледостойкие конструкции.

Сверхдальние расстояния – в Арктике до сих пор не существует близко расположенных прибрежных нефтепромысловых объектов, для многих новых морских комплексов потребуется соединение с новой береговой инфраструктурой. Сверхдальние расстояния требуют создания эффективной сети электропередачи. Известно, что при передаче энергии на большие расстояния происходят серьезные потери мощности. Расположенный в 600 км от береговой линии Штокман показывает хороший пример отдаленности некоторых месторождений сегодня.

Транспортировка газа – если на проекте не используется перегон газа в жидкость, то газ и конденсат необходимо будет транспортировать на дальние расстояния достаточно дорогим и сложным методом, что может вызывать значительные сложности с пульсациями и перемещением газа на дальние расстояния. В этом случае насосы для этих целей также создают дополнительные расходы на энергопотребление.

Строительно-монтажные работы – строительство представляет трудность в связи с кратковременностью благоприятных погодных и ледовых условий. В зависимости от расположения проекта, строительство возможно зимой или летом. Вероятность успешного завершения строительства объекта во многом зависит от времени года. Зимой ледяной покров стабилен и почти недвижим. Летом, свободная ото льда вода допускает навигацию судов для закладки траншей и установки трубопровода. Однако в связи с тенденцией на изменение климата, постепенно различия между временами года стираются. Нельзя говорить о каком-либо видимом тренде, однако мы можем наблюдать снижение среднегодовых амплитуд температур по крайней мере на 3 градуса.

Добыча нефти и газа в Арктическом регионе представляет огромную сложность как с точки зрения физических аспектов, так и с социально-экономических. Изменения климата могут улучшить условия для добычи полезных ископаемых в этих условиях, однако они, скорее всего, будут краткосрочными. Долговременные перспективы, издержки, связанные с изменением климата, и методы адаптации к ним – это то, что мы должны исследовать сегодня для лучшего будущего завтра. 

Повышение температуры в Арктическом регионе. Тенденция роста температуры, достигающая за 30- летний период (1971—2000 гг.) в отдельных районах (Аляска, Северная Канада, Сибирь) почти 3°C. 

АрктикаТемпература в Арктике растёт

Температура приземного слоя воздуха в Арктике с 2005 г. превышает среднюю температуру за любой̆ пятилетний̆ отрезок со времени начала измерений (примерно1880 г.). Потепление Арктики происходит вдвое быстрее, чем в мире в целом. Данные исследований озерных донных отложений, годовых колец деревьев и ледяных кернов показывают, что летняя температура в Арктике превышает температуру, наблюдавшуюся когда-либо до того за последние 2000 лет. Были зафиксированы невиданные ранее аномалии в океанических течениях, в том числе большой приток в Северный Ледовитый океан теплых вод из Тихого океана. Эти изменения являются главными движущими силами изменений в криосфере Арктики.

За 1971—2000 гг. количество осадков возросло в большей части регионов Арктики на величину от 10% до 30%,

Постоянный снежный покров и морской лед, характерные для данного региона, имеют склонность к сокращению области своего распространения за счет активного таяния и откалывания отдельных частей в виде айсбергов. Наблюдается тенденция на ускорение таяния крупных массивов льда по сравнению с предыдущими декадами.

Изменения в криосфере вызывают фундаментальные изменения арктических экосистем, которые итак являются наиболее уязвимыми вследствие низкого уровня биоразнообразия и отсутствия должных систем саморегуляции.

Увеличение высот ветровых волн и появление обломков айсбергов от деградирующихся (разрушающихся) ледников на арктических островах, которое может представлять опасность для добывающих сооружений и транспортных средств – самая большая угроза нефтедобыче в регионе. В числе прочих опасностей можно отметить и возможное увеличение нагрузки и рост числа аварий на объектах энергетической инфраструктуры, усложнение транспортной коммуникации региона из-за резких перепадов температуры и усиления частоты опасных гидрометеорологических явлений.

В связи с глобальным изменением климата появляются и новые перспективы для развития добычи полезных ископаемых в регионе. Это, в первую очередь, открытие новых месторождений, доступ к которым ранее был ограничен в силу различных климатических, физических или иных условий. Со смягчением климата и таянием ледовых айсбергов и наносов можно обнаружить и новые перспективные районы добычи углеводородов. Немаловажную роль играет и развитие круглогодичной навигации по всем участкам Северного морского пути, увеличение проходной способности данного пути, а также увеличение доходов вследствие снижения себестоимости грузов (не только сырьевых) за счет снижения затрат на их перевозку.

Что необходимо сделать для того, чтобы снизить риски? Во-первых, необходимо учитывать изменившиеся показатели высоты волн, частоты бурь, динамики айсбергов и ледниковой активности для предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с ними, реалии при проектировании будущих гидротехнических и иных сооружений добычи полезных ископаемых. Надо переосмыслить систему прогнозирования гидрометеорологических явлений и характеристик, активное построение моделей с учетом изменяющихся климатических реалий, и, конечно же, пересмотреть строительные нормы, ГОСТы, СНИПы и правила эксплуатации морских сооружений в Арктической шельфовой зоне.

 

Авторы - И. Мильгизин, А. Сидорова



Комментарии
{**}