Активизация внешней политики Ирана в Центральной Азии

11 октября 2015, 03:18 1711

Центральная АзияИРИ - важный региональный игрок

Иран, страна с богатым историческим прошлым, с опытом активной внешнеполитической деятельности, играет, безусловно, важную роль в региональной архитектуре безопасности. Для стран Центральной Азии Иран не новый партнер. Исторически страны и народы региона активно взаимодействовали, культурная жизнь объединяла на протяжения многих веков. В своей внешней политике Иран руководствуется исключительно прагматичными геополитическими целями. После распада СССР страны Центральной Азии получили новый импульс для активизации связей с Ираном. В данной тенденции сыграли важную роль два фактора: 

Первое: идеологический фактор – новые независимые страны региона во многом заново вырабатывали идеологическую основу своего развития. А для этого было важно доказать сопричастность к Хорасану, и другим ирано-тюркским государствам в регионе.

Второе: как известно, после распада СССР начался процесс разрыва  транспортных коридоров для своей продукции новым независимым странам. Следовательно, для выхода к океану и портам для стран региона Иран представлял важное звено. Иран был одной из ключевых стран, который действительно внес вклад в развитие инфраструктурных проектов в Центральной Азии. А географическое положение Ирана чрезвычайно выгодно для транзита. На данный момент ведется работа по вводу в эксплуатацию ряда крупных транспортных объектов и железнодорожных путей, которые свяжут Центральную Азию с Ираном. Если удастся их реализовать, то путь до Персидского Залива сократится на 600 тыс. км.

Выстраивание отношений между Ираном и государствами ЦА не всегда имело важное значение, т.к. для этих стран представляли одинаковые угрозы. К примеру: дестабилизация обстановки в Афганистане в начале 90х гг., наркотрафик, а также гражданская война в Таджикистане, где Иран, активно взаимодействовал с Россией, Узбекистаном и Казахстаном для урегулирования и процесса мирного соглашения воюющих сторон.

Иран дружит с Талжикистаном

У Ирана сложились особые отношения с Таджикистаном, Тегеран внес огромный вклад в деле восстановления инфраструктуры Таджикистана после гражданской войны. По мнению экспертов, интерес Ирана к развитию сотрудничества с Таджикистаном во многом обусловлен его стремлением к прямому выходу на китайский энергетический рынок. В условиях, когда Иран все больше испытывал давление Запада, который вводил все новые санкции против этой страны, в том числе, предусматривающие ограничения поставок из Ирана нефти и газа, он был вынужден искать новые альтернативные направления. В этой связи наиболее привлекательным для этого является Китай.

Заключенное трехстороннее соглашение между Ираном, Афганистаном и Таджикистаном, предусматривающее строительство железной и автомобильной дорог, создание единой энергосистемы, также как и строительство нефте- и газопроводов, прежде всего, направлено на непосредственное вхождение на испытывающий огромные потребности в новых источниках энергоресурсов китайский рынок.Центральная Азия

В сотрудничестве Ирана с Туркменистаном в энергетическом секторе сохраняются многие спорные моменты, особенно это касается проблемы Каспия, где до сих пор не решены вопросы по контролю территории бассейна. Несмотря на это, Туркменистан и Иран сохраняют прагматизм  в двухсторонних отношениях. Туркменистан продает газ для Ирана, таким образом обеспечивая газом северо-восточные территории Ирана. Страны имеют кооперации в различных инфраструктурных проектах.  К примеру, туркменская государственная компания "Туркменавтойуллары" (Туркменские автодороги) и Министерство дорог и городского строительства Ирана обсудили вопрос о строительстве нового автомобильного моста на контрольно-пропускном пункте "Серахс-Серахс" (Туркменистан-Иран). Если данный проект будет реализован, то существенно расширится пропускная способность и, тем самым, решится вопрос о простойке многих грузовых автомобилей на границе.  Наиболее сильные позиции имеются в сотрудничестве в энергетическом направление. Еще в советские времена был построен трубопровод по поставке газа, а сейчас построены еще два трубопровода.  На сегодняшний день Иран ежегодно закупает у Туркменистана от 12 до 14 миллиардов кубометров газа, и обе страны заинтересованы довести этот показатель до 40 миллиардов кубометров. 

Сейчас Иран  заинтересован о возможном  транзите туркменского газа до Турции, и далее до Европы. Более того, официальный Тегеран и Ашгабад собираются довести двухсторонний товарооборот до 60 миллиардов долларов США. Учитывая тот факт, что постепенно будут сняты санкции, все более будут развиваться вопросы сотрудничества по транзиту туркменского, казахского, иранского газа через логистическую систему Ирана. 

Государства Центральной Азии сыграли роль в урегулировании конфликта

Центрально-азиатские государства вносили свой вклад в деле урегулирования мирного решения ядерной проблемы Ирана. Так как те проекты, которые должны были вступить в силу, не могли реализоваться из-за возможной негативной реакции Вашингтона и Европы. Как известно, учитывая актуальность заострения внимания мирового сообщества на проблеме разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, а также для повышения своего имиджа, Казахстан содействовал и предоставил место для проведения переговоров между Ираном и Шестерки (США, Россия, Великобритания, Франция, Германия, Китай, ЕС) в Алматы. Площадка, предоставленная казахстанской стороной, положительно воспринималась со стороны Ирана. В то же время, между Тегераном и Астаной сохраняются непростые отношения по правовому вопросу Каспия. Как и Туркменистан, Казахстан является прикаспийским государством, и для защиты своих интересов проводила совместные учения на Каспии с американскими вооруженными силами, и предлагала усиления сотрудничества с США в этом регионе. Данный факт ревностно воспринимается со стороны Тегерана. Несмотря на этот факт,  обе страны развивают сотрудничество в инфраструктурных проектах.  В сфере транспортно- коммуникационных направлениях  велись переговоры о строительстве нефтепровода «Казахстан-Туркменистан-Иран», в случае реализации данного проекта, казахский нефть может выйти  напрямую к Персидскому Заливу. Стороны в 2009-2014 гг. уже ввели в строй проект железной дороги «Узень (Казахстан)- Гызылган-Берекет-Этрек (Туркменистан)- Горган-(Иран)».  

Взаимоотношения Казахстана и Ирана в рамках Каспийского региона также связывают вопросы осуществления совместных проектов транспортно-коммуникационного характера. Прежде всего, это касается переговоров относительно строительства нефтепровода Казахстан-Туркменистан-Иран с выходом в Персидский залив и железной дороги Узень (Казахстан) - Гызылгая - Берекет - Этрек (Туркменистан) - Горган (Иран). На сегодняшний день сотрудничество по переработки нефти Казахстана осуществляется по договору от 1997 года, транспортная логистика осуществляется через казахстанского порта Атырау, и товар отгружается в иранском порте Нека, с последующей доставкой на нефтеперерабатывающие заводы Тегерана, Тебриза, Арака и Исфахана. Иран же отгружает Казахстану эквивалентное количество нефти со своих терминалов в Персидском заливе.

Учитывая тот факт, что на рынке энергетики многие страны являются в какой то степени конкурентами, для развития сотрудничества в инфраструктурных проектах прагматизм всех стран позволяет развивать их общими усилиями. 

Так как и Иран и страны Центральной Азии одинаково нуждаются в инвестиции, они  заинтересованы в развитии инфраструктуры, в диверсификации транспортных коридоров,. Особо следует отметить сотрудничество Ирана с Республикой Узбекистан. Географическое положение Узбекистана позволяет подключаться к реализуемым инфраструктурным проектам в регионе, так как более безопасный транзит по транспортировке туркменского газа, а также транспортировка многих иранских товаров для Восточной части Китая осуществляется через территории Узбекистана. 

АхмадинежадУзбекистан в энергетическом аспекте недостаточно богат как другие соседи - Казахстан и Туркменистан. Но подключение к транзитным и транспортным проектам позволяет активно развивать отношения с Тегераном. Следует отметить, что, Иран и Узбекистан одинаково смотрят на вопросы безопасности в регионе и в Афганистане. И Иран и Узбекистан осуществляют идентичную политику в Афганистане - строят железные и автомобильные дорогие, восстанавливают инфраструктуру, фактически обе страны реально борются против наркотрафика и  терроризма у своих границ. К сожалению, между двумя странами нет реальной кооперации в Афганистане. Отношения между Тегераном и Ташкентом не всегда были стабильными. Отношения между двумя странами ухудшились особенно после показа документального фильма в государственном телеканале, где посольство Ирана якобы, для дестабилизации обстановки внутри страна обеспечивало религиозными материалами различных шиитских активистов Самарканда и Бухары. Данный факт не мог повлиять на улучшения двухсторонних отношений. По мере роста угрозы активизации различных такрифистких группировок в Афганистане, Ташкент и Тегеран должны развить сотрудничество по борьбе с терроризмом на двухстороннем формате. Иран с особым оптимизмом встретил инициативу Узбекистана  по созданию транспортного и транзитного коридора. В феврале 2015 года, в Тегеране было проведено заседание Координационного Совета в рамках соглашения данного транспортного коридора с участием представителей Ирана, Узбекистана, Туркменистана и Омана. Катар прекратил свое участие в данном проекте, это связано тем, что, у арабских стран Персидского залива «особые» отношения с Ираном, и не готовы работать совместно. .  По мере роста потребностей в нефти Республики Узбекистан, можно смело предположить увеличения экспорта нефти Ирана в эту страну. Запасы нефти Узбекистана уже истощились, а быстрый демографический рост, и увеличение процесса урбанизации повышает потребность Узбекистана в нефти. Как раз сравнительно недавно посол Ирана в Узбекистане Али Мардани Фард обсудил вопросы о возможности поставки иранской нефти в Узбекистан на недавно прошедшей встрече с министром внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Эльером Ганиевым . Посол Ирана заявил о будущих намерениях следующими словами: ««За счет поставок иранской нефти с использованием новых транспортных коммуникаций объем узбекско-иранского товарооборота может вырасти с 250 миллионов до 1 миллиарда долларов».  

Снятие санкций приведет к активизации Ирана

Учитывая снятие санкций с Ирана, официальный Тегеран может активизировать экономические отношения со странами региона, замедленные  за время действий санкций. Как было отмечено выше, некоторые страны вносили свой вклад в решение ядерной проблемы Ирана, предоставив место для переговоров. Сами страны ЦА надеются, что благодаря развитию транспортных коридоров с Ираном, государства могут выйти из географической замкнутости. Если страны ЦА и Иран научатся работать по принципу «азиатского парадокса», где политические проблемы не мешают экономическим отношениям, то стороны могут достигнуть реальные успехи в рамках долгосрочных проектах. Это же все зависит от того, насколько готовые партнеры уйти от идеологизации всех сфер взаимодействия. 

 

Автор - Раффаэль Саттаров



Комментарии
{**}