Судебные приставы войдут в кредитную историю

06 мая 2015, 04:29 2851



Сотрудничество между Федеральной службой судебных приставов и бюро кредитных историй выходит на новый уровень: федеральное ведомство ведёт переговоры об установлении обмена данными о небанковских долгах россиян. В ФССП и банках считают, что это позволит точнее просчитывать риски при выдаче кредитов и позволит улучшить кредитные портфели банков.Среди информации, которую ФССП предполагает передавать бюро кредитных историй, - данные о просроченных коммунальных платежах, задолженностях по алиментам и прочим долгам, по которым выданы судебные исполнительные листы. По данным газеты «Известия», которая ссылается на крупнейшие БКИ, запуск обмена информацией должен состояться в ближайшее время.

ЗадолженностьРешение будет принято внутри ФССП

Решение о том, каков будет срок давности задолженностей, о которых узнают в БКИ, будет приниматься внутри ФССП. Предварительно БКИ ожидают получить сведения о небанковских задолженностях с 1 марта 2015 года.

Правовой основой для планируемого сотрудничества являются принятые поправки к ФЗ «О кредитных историях», которые добавили ФССП к существующим источникам формирования кредитных историй. Согласно действующей редакции закона, судебные приставы могут без согласия гражданина предоставлять БКИ сведения о «взыскании неисполненных алиментных обязательств, обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи», в случае если соответствующее решение суда вступило в силу и было не исполнено в течение 10 дней.

Кредитный портфель будет улучшен

По мнению представителей банковского сектора, нововведение позволит улучшить качество кредитного портфеля. «При оценке заемщиков банк и ранее проверял информацию о наличии у потенциального клиента административных правонарушений и неисполненных судебных решений. Это один из этапов проведения андерратийнга. В том случае, если информация от ФССП будет поступать в бюро кредитных историй, банки смогут делать запросы в автоматическом режиме и получать ответ в течение нескольких минут, - говорит Наталья Коняхина, директор департамента ипотечного и потребительского кредитования СМП Банка, - её слова приводят «Известия». - Это существенно ускорит процесс получения информация и принятия решения по кредитной заявке. Особенно это важно при массовом кредитовании, когда речь идет о большом входящем потоке кредитных заявок. Эта информация позволит более качественно оценивать заемщиков и положительно будет влиять на качество кредитного портфеля».Задолженность

Однако в целом в отрасли пока анализируют пути возможного использования предоставляемой информации. «С одной стороны, наличие делопроизводства по долгам говорит о том, что человек не способен выполнять свои обязательства и это, скорее всего, будет распространяться и на платежную дисциплину по кредитам, - считает директор юридического департамента Объединенного кредитного бюро Виктория Белых. - С другой стороны, информация, например, о долгах по оплате ЖКХ свидетельствует о наличии некоего имущества, которое потенциально можно взыскать при неоплаченных задолженностях».

Все новое - хорошо забытое старое

Некоторые банкиры отмечают, что крупнейшие финансовые организации, как правило, и раньше предпринимали попытки получить сведения о небанковских долгах своих потенциальных клиентов. Если получение такой информации будет проводиться в автоматическом режиме, отмечают они, это позволит, кроме прочего, уменьшить срок принятие решения о выдаче кредита, что станет положительным результатом нововведения – безусловно, для добросовестных заёмщиков.

ЗадолженностьМнение эксперта

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», прокомментировал для “Деловых Новостей” планы по сотрудничеству ФССП и БКИ:

Думаю, что данная поправка в большей степени направлена на увеличение качества активов кредитных организаций и превентивную борьбу с ростом просроченной задолженности. Развитие использования механизма кредитных историй – правильное и важное начинание, которое должно существенно ­понизить риски по данному виду кредитных продуктов банков. Все-таки наличие у банков кредитной истории заемщика должно стимулировать население трепетно относиться к своим обязательствам – заемщики должны понимать, что ни государство, ни банки не будут за него выплачивать долг. Он должен сам об этом позаботиться и не брать на себя слишком много обязательств. Тут, наверно, я сторонник максимальной ­интеграции БКИ и кредитных организаций, т.к. использование БКИ только как информационный сервис для заемщиков мне кажется недостаточным. Это должен быть мощный инструмент повышения как финансовой грамотности населения, так и качества активов в банковском секторе.

 



Комментарии
{**}