Новый подход к региональной политике

29 апреля 2015, 14:31 2949



В Минэкономразвития подготовили проект обновлённого федерального закона об “Основах государственной политики регионального развития РФ”. Документ должен придти на смену действующим “Основным положениям региональной политики в РФ”, принятым в 1996 году.Эксперты отмечают, что новый документ содержит значительные отличия по сравнению с старым. Одно из ключевых отличий – смещение акцента в сторону от федерализма, являвшегося центральным для документа 1996 года. Кроме того, пересмотру и уточнению подверглась система финансового устройства отношений между центром и субъектами федерации. В документе содержится принципиально новое для российского права понятия “макрорегион” и “национальные интересы РФ в сфере регионального развития”.

Федеральный центрСистема бюджетных трансфертов будет пересмотрена

Важнешим пунктом проекта является пересмотр принципов системы бюджетных трансфертов в РФ. От действующего сегодня принципа “выравнивания условий социально-экономического развития” предполагается отказаться, а вместо этого сосредоточиться на “устранении бюджетных диспропорций”. Для определения таких диспропорций предполагается разделить регионы на определённые типы в зависимости от их природно-климатиеческих, ресурсных условий, а также достигнутого уровня социально-эконмоического развития. На основании типа региона предполагается “селективное” проведение госполитики в отношении субъекта.

"То, что регионы разные и в разных условиях развития находятся, это факт, и связано это не только с климатическими условиями, но и с тем, как правительство подходит к промышленной политике в том или ином регионе, - приводит “Коммерсант” комментарий губернатора Архангельской области Игорь Орлов. - Хотя задача стоит создать равные условия для жизни граждан во всей стране, а не только в регионах, расположенных вокруг центра".

Мнение экспертаФедерация

Политолог Пётр Лисков прокомментировал для корреспондента “Деловых Новостей” законопроект Минэкономразвития:

Необходимость реформирования системы российского федерализма назрела давно – всё-таки одним из основных документов, её устанавливающих, является закон от 1996 года, который, хоть и претерпел немало изменений, всё равно фактически является устаревшим и не отражающим реальности сегодняшнего дня. Документ, представленный Минэкономразвития – попытка изменить ситуацию, однако попытка, на мой взгляд, несколько нерешительная, и, пожалуй, не проработанная в нужной мере. 

Более того, можно отметить некоторое противоречие, существующее между представленным документом и политикой, проводимой в последние годы. Я поясню: в последнее время развитие федеральной региональной политики характеризовалось передачей регионам всё большего количества полномочий, которые, однако, не сопровождались соответствующей передачей ресурсов для осуществления этих полномочий. Результатом этого стал, например, нашумевший скандал с отменой пригородных электричек в ряде субъектов именно из-за того, что у регионов отсутствовали ресурсы для их поддержки. Все мы помним, чем это тогда закончилось (по крайней мере, в публичном пространстве) – вмешательством президента, который отчитал губернаторов и региональную бюрократию, фактически принудив их к принятию социально важного решения. Однако на деле структурно ничего не поменялось – регионы всё так же страдают от нехватки ресурсов под свои полномочия.

РФС другой стороны, совершенно справедливо, на мой взгляд, утверждение о необходимости повышать экономическую эффективность региональной политики, переориентируя субъекты в сторону большей экономической самостоятельности и сокращения зависимости от бюджетных трансфертов. И здесь любой политик и любое ведомство, которое захочет взяться за модернизацию законодательства в этом направлении, будет вынужден пройти между Сциллой и Харибдой – с одной стороны, в ряде регионов добиться экономической эффективности сложно в принципе, они “планово убыточные”, с другой – отдельные субъекты могут внезапно оказаться излишне самостоятельными. 

Собственно, документ, представленный МЭР – попытка справиться с этим противоречием. Классификация регионов направлена на то, чтобы разделить, условно, субъекты по указанным выше типам. Проблема в том, что ключевое противоречие – между полномочиями и ресурсами – проект, фактически, не решает. К тому же, поскольку документ исходит из федерального министерства без обсуждения с представителями субъектов, гарантирует ему низкую популярность. Одним словом, для того, чтобы преобразовать документ в серьёзную попытку модернизации региональной политики, его следует дорабатывать и дорабатывать. 



Комментарии
{**}