ООН как покупатель российского вооружения для осуществления миротворческих и гуманитарных миссий.

02 апреля 2015, 15:53 3139

Снаряжение миротворцев ООНСовременные глобальные тенденции, как появление новых игроков в лице развивающихся стран и стран с переходной экономикой, все возрастающее политическое влияние государств Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америкии другие, привели к открытию новых возможностей в сфере военно-технического сотрудничества и изменению взаимоотношений между продавцами и покупателями на мировом рынке вооружений.

 

ООН, как участник рынка вооружения

Вертолет ООНОбщепринятой практикой продавцов на мировом рынке В и ВТ является ориентация на двух основных потребителей: государств и частных лиц. Тем не менее такая концепция уже не может считаться полностью эффективной, так как значительно возрастают затраты международных организаций на покупку необходимых вооружений и оборудования для осуществления миссий по поддержанию и укреплению мира. Повышаются и потребности в боевой технике, оборудовании, специализированном транспорте для спасательных операций и т.д. В частности, для России выгоды от сотрудничества с Организацией Объединенных Наций состоят не только в возможностях сбыта отечественной ПВН, но и в возможности лоббировать собственные интересы по созданию совместных инфраструктурных и других проектов.

Средний годовой бюджет ООН, включая все учреждения и фонды, составляет 30 млрд. долл. или чуть менее 3% мировых военных расходов. Эти средства формируются за счет долевых взносов стран-членов, а также благотворительных отчислений. По данным отчетности 2005 года,  взнос Китая составлял 2% бюджета, Бразилии – 1,5%, Южной Кореи – 1,6%, России–1%. При этом доля Великобритании достигала 6%, Японии –19%, Германии – 8%. К 2014 году доминирование развитых европейских государств заметно снизилось. Так, участие Великобритании и Германии сократилось на 1%, а Японии – на 8%, в отличие от доли Бразилии, которая увеличилась в два раза. Доля Китая, России и Турции увеличилась в 2,5 раза, кроме того, возрос вклад ОАЭ почти до 1%.

 

Интересы стран

Такая картина является подтверждением изменения расстановки сил внутри самой организации как следствие появления новых лидеров на мировой политической арене. Для России более тесное сотрудничество с ООН может предоставить дополнительные способы и инструменты для разрешения конфликтных ситуаций и  их предотвращения на приграничных территориях, в том числе путем финансирования миротворческих и гуманитарных операций.

Самый значительный вклад в операции по поддержанию мира на 2013-2014 года вносит следующая десятка стран:

 

  1. США (28,38%)
  2. Япония (10,83%)
  3. Франция (7,22%)
  4. Германия (7,14%)
  5. Великобритания (6,68%)
  6. Китай (6,64%)
  7. Италия (4,45%)
  8. РФ (3,15%)
  9. Канада (2,98%)
  10. Испания (2,97%)

 

Миротворцы Основная нагрузка приходится на развитые страны, однако еще в 2011 году на третьем месте была Южная Корея, а на четвертом – Китай. При этом вклад РФ с 2009 года увеличился более, чем в 10 раз.

Поддержание странами-членами миротворческих и гуманитарных операций также заключается в предоставлении военных специалистов и отрядов, так как ООН не имеет постоянных наемных служащих по причине высоких затрат. С 2005 года Россия предоставляет наибольшее количество специалистов, а Китай, Индия, Бразилия, Нигерия, Аргентина, Чили, Индонезия, ЮАР лидируют по количеству предоставленных отрядов.

 

Размеры рынка

Что касается экономической стороны вопроса, то целесообразно проанализировать направления финансирования операций по поддержанию мира. Так, бюджет ООН для проведения миротворческих и гуманитарных миссий на 2014-2015 гг. составил 7 млрд. долл., из которых приблизительно 1,5 млрд. долл. требуются на закупки снаряжения, транспорта  и пр., что позволяет рассматривать эту организацию как потенциального покупателя отечественной ПВН. Согласно данным Графика №1, расходы ООН на закупки для миротворческих и гуманитарных операций стабильно росли с 2006 года и в 2013 году достигли 1,6 млрд. долл. По прогнозам автора, к 2017 году их объем может составить 1,9 млрд. долл., что является благоприятной тенденцией, учитывая общее сокращение бюджета ООН за последние три года.

До 2005 года основными поставщиками ООН являлись США, Франция, Италия и Великобритания. Однако уже с 2006 года Россия стала ведущим продавцом, и 10,6% всех затрат ООН на закупки для нужд миротворческих миссий приходились именно на нее. Доля РФ повышалась вплоть до 2011 года и достигла 17,7%, однако затем начала снижаться, и уже в 2013 году первенство было потеряно. Резко увеличилась доля закупок у Судана и ОАЭ, которые стали прямыми конкурентами России (см. Диаграмма №1).

 

Что и кого покупает

Основными статьями расходов на миротворческие операции являются затраты на услуги авиаперевозок и воздушных операций, закупка транспорта, электрооборудования, телекоммуникационного оборудования, защитной амуниции и снаряжения. Кроме того, значительная часть средств тратится на медикаменты, продовольствие и топливо.

Как правило, у российских компаний закупают электрооборудование, телекоммуникационное оборудование, специализированный транспорт (в том числе, вертолеты), а также пользуются услугами российских авиаперевозчиков и др.

Среди российских компаний, имеющих контракты с ООН, стоит выделить ОАО «Авиакомпания «Восток», InfoTeCS (ИТ-услуги), ЗАО "АЭРОСПЕЦСЕРВИС", Научно-производственная компания «ПАНХ» (вертолетные услуги), ООО «ПРОМТЕХЭКСПОРТ», Группа компаний «ЮТэйр», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», а также ОАО «Вертолеты России».

 

Выводы

Части ООНТаким образом, учитывая необходимость поиска новых направлений для сбыта, российские предприятия, изготавливающие ПВН или предоставляющие соответствующие услуги, имеют большие возможности поставок для ООН. Однако растущая конкуренция со стороны развивающихся стран Ближнего и Среднего Востока представляют собой определенную угрозу, так как темпы роста расходов этой организации увеличиваются низкими темпами, и очень важно упрочить позиции отечественных компаний уже в ближайшие 2-3 года, чтобы сохранить лидерство в данной сфере.

 

Автор: Киселева Диана 



Комментарии
{**}