Режим нераспространения ядерного оружия. Актуальные вызовы.

02 апреля 2015, 10:22 3434

Ядерный взрыв
12 июня 1968 г был подписан, а 5 марта 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) (Nuclear Non Proliferation Treaty). 
Его IV статья закрепляет за государствами-участниками неотъемлемое право развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях, а статья II обязывает неядерные государства не  приобретать какими либо методами и не создавать ядерное оружие. 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

 

Слабые места

Ядерное оружие Индии Однако, система нераспространения ядерного оружия, построенная на основе договора ДНЯО 1968, имеет много слабых мест.

Для понимания проблематики вопроса необходимо обозначить несколько ключевых понятий, а именно:

 Ядерное нераспространение- совокупность международных договоренностей и организаций с участием  как ядерных так и неядерных  государств,  а также внутренних законодательств стран участников, целью которых является предотвращение появления ядерного оружия теми государствами, которые не имели его до 1968 года.

 Под  ядерным распространением понимают отказ от  мер, направленных на укрепление  международного контроля над ракетно-ядерными вооружениями и технологиями; расширение территории размещения ЯО;   также действия направленные на получение доступа к ЯО новыми государствами, а также негосударственными акторами.

 

Классификация стран

С позиции  договора ДНЯО можно выделить следующие группы государств:

  • 8 государств  в мире имеют ядерное оружие, из них- 5 «официально», так как их статус закреплен в договоре ДНЯО. Это Россия, Франция, Великобритания, КНР, США.  Их статус закреплен в I статье договора ДНЯО.
  • 3 государства имеют оружие «неофициально», т.е они создали ядерное оружие, но не являются государствами, подписавшими ДНЯО. Это Индия, Пакистан и Израиль. Иногда к этой группе относят КНДР, которая в 2003 году вышла из ДНЯО, а в 2005 году провела испытания ядерного оружия, однако факт наличия у КНДР  ядерного оружия оспаривается некоторыми экспертами. В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии. Первые три раунда (август 2003 года, февраль и июнь 2004 года) были безрезультатны, от участия в последующих КНДР отказалась. Надо сказать, что Северная Корея регулярно прибегает к методу шантажа в переговорах, требуя отмены экономических санкций либо поставок топлива и продовольствия. 9 октября 2006 года проходит  первое подземное испытание, а 14 октября- Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1718, требующую приостановить ракетную программу и восстановить мораторий на запуски баллистических ракет и ограничивающую поставки Пхеньяну продукции и технологий, которые могут быть использованы в военных целях, в частности, для обогащения урана. 12 июня 2009 года после очередного испытания и выдворения со страны инспекторов МАГАТЭ- Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1874 , вводящую дополнительные санкционные меры в отношении КНДР.  В апреле 2012 года после неудачного испытания ракеты «Ынха-3» («Млечный путь») в конституцию КНДР были внесены поправки о ядерном статусе страны,  также власти КНДР отказались соблюдать достигнутые в феврале 2012 года договоренности с США о временном прекращении военной активности и о возобновлении работы инспекторов МАГАТЭ.
  • Следующая группа, так называемые пороговые страны- государства, имеющие технологические и экономические возможности для создания ядерного оружия, а также не исключающие для себя возможность «ядерного выбора». Раньше к этой группе относили Ирак и Ливию.  Ливия в 2004 году отказалась от военных программ (хотя на практике они были давно уже заморожены) и передала соответствующие документы в МАГАТЭ. В отношенииИрака обвинения были скорее всего искусственны. По-прежнему к данной группе принадлежит Иран, ядерная проблема  которого уже практически на протяжении двух десятилетий вызывает озабоченность международного сообщества.  Сегодня эта страна предположительно приближается к созданию атомного оружия.  В последние месяцы Запад постепенно усиливает давление на Иран, который, в свою очередь, настаивает на том, что его ядерная программа носит мирный характер. При этом иранские власти делают ответные резкие выпады в адрес Запада, в частности угрожая прекратить поставки нефти в страны Европы и проводя масштабные военные учения. Иран представляет собой очень сложного партнера по переговорам, так как зачастую пренебрегает достигнутыми договоренностями, а также игнорирует требования инспекторов МАГАТЭ о проверках. В 2010 году Совет Безопасности ООН ввел санкции против Ирана в связи с заключением ирано-турецкого соглашения об обмене низкообогащенного урана на высокообгащенный. В 2011 году комиссия МАГАТЭ выразила свою обеспокоенность обнаруженными ее представителями признаками, указывающими на создание Ираном ядерного оружия. В 2012 году ухудшение отношений между Ираном и рядом западных стран продолжалось, что даже заставляет некоторых экспертов говорить о возможности прямой конфронтации.
  • Четвертая  группа- это государства, отказавшиеся в прошлом от своих ядерных программ. Это  такие государства, как Аргентина, Бразилия. ЮАР. После 2004 года к этой группе добавилась Ливия.
  • К пятой группе принадлежат промышленно развитые государства, имеющие потенциал для создания атомного оружия, например Германия, Япония и др. 

Ядерное оружие Пакистана Для статуса и обороны

В большинстве своем стремление обладать ядерным оружием можно отнести к вопросам статуса. Также указываются оборонительные причины. Ядерное оружие нужно, чтобы исключить возможность нападения со стороны третьей державы. Однако, в логике стремления к обладанию ядерным оружием доминируют не столько глобальные,  как региональные факторы.

Основной проблемой с точки зрения контроля за соблюдением ДНЯО является то, что один и тот же процесс — обогащение урана — может быть использован как для получения ядерного топлива для АЭС, так и в создании ядерной бомбы. Слабым местом договора ДНЯО является то обстоятельство, что даже находясь в рамках договора  и выполняя его положения можно продвинуться  очень близко к созданию ядерного оружия. Также в данном договоре не участвуют важнейшие с точки зрения ядерного нераспространения государства-Индия, Пакистан, Израиль и КНДР.

 

Есть ли решение проблемы?

шахта с ракетой Очень трудно предусмотреть какие либо санкции за выход из данного договора, что и позволило Северной Кореи выйти из договора в 2003 году. Таким образом, наличие желания и политической воли к созданию ядерного оружия может привести к появлению государства с ядерной бомбой. Получается, что ДНЯО- основа режима ядерного нераспространения- неэффективен как с технической, так и с политической точки зрения. В тоже время подходить к его реформированию следует крайне осторожно, так как он представляет собой результат добровольного отказа неядерных государств от ядерного оружия.  Также при принятии каких-либо мер по ограничению распространения ядерного оружия очень сложно  не нарушать нормы международного права, как, допустим в случае с инициативой ИБОР.

Единственным выходом из данной, практически тупиковой ситуации  является поиск условий, в которых страна, размышляющая над  возможностью создать ядерное оружие в конечном счете бы сделала безъядерный выбор.  Не стоит развивать, а наоборот следует всячески поощрять и развивать механизмы доступа неядерных государств к благам ядерной энергии, что  ведь и является обязанностью ядерных государств согласно договору ДНЯО.

Автор: Базикова Ирина



Комментарии
{**}