Две трети малого бизнеса подвержены коррупции

29 июля 2014, 11:15 4100

КоррупцияОбъединение предпринимательских организаций России («ОПОРА России») провело исследование вовлечённости малого бизнеса в коррупцию. Согласно данным отчёта, приводимого «Известиями», две три опрошенных предпринимателей признались, что в течение последнего года им приходилось давать взятку должностному лицу за решение той или иной проблемы. Более того, почти половина (49%) респондентов отметила, что коррупция сама по себе несёт выгоды как для чиновников, так и для предпринимателей.
В качестве главного инструмента для данного исследования экспертами ОПОРЫ использовалась методика фокус-групп. В январе-июне 2014 года было опрошено 128 предпринимателей из всех восьми федеральных округов. В каждом из округов были отобраны два региона для исследования.

Чиновники требуют взятки

Исследование выявило, что чиновники чаще предпринимателей выступают инициаторами коррупционных ситуаций – иными словами, сами требуют взятку. Отвечая на вопрос о том, вымогали ли чиновники взятки у предпринимателей, положительный ответ дали 56% респондентов. Причём 35% из них сталкиваются с подобным «довольно часто», а 21% – «регулярно». Что касается случаев, когда взятку предлагает сам бизнесмен, то здесь 27% ответили, что делают это «довольно часто», а 13% – что «регулярно».

Называя главные причины, по которым возникают коррупционные ситуации, опрошенные предприниматели упоминали намерение получить незаконные преимущества по доступу к дефицитным ресурсам и госзаказам. Другой причиной является стремление избежать наказания за нарушения закона, причём 60% опрошенных считают, что полностью соблюдать нормы закона и не допускать нарушений невозможно в принципе, причиной тому является несовершенство закона и высокие юридические риски.

Говоря о факторах, способствующих распространению коррупции, 40% предпринимателей назвали собственную правовую неграмотность. 60% опрошенных так же отметили тот факт, что, по их мнению, чиновники имеют слишком большие полномочия в области контроля. При этом 45% полагают, что ответственность органов власти за осуществляемую ими деятельность слишком мала. Бизнесмены считают, что первоочередными действиями государства по борьбе с коррупцией должны стать не судебная реформа или либерализация законодательства, а ужесточение репрессий в отношении чиновников. К способам защиты своих интересов через суды малый бизнес относится с недоверием.

— Реально доказать факт взятки в суде достаточно сложно, — приводят «Известия» слова вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина. — Если хочешь доказать взятку, надо идти в прокуратуру и в соответствующие подразделения МВД и договариваться о том, как под их контролем эту взятку давать. Доказательства надо готовить — это меченые купюры, камеры, диктофоны, сотрудники МВД в соседней комнате. Не имея доказательств, в суде нечего делать.

Экспертная оценкаМалый бизнес

О причинах распространения коррупции в малом бизнесе и о путях решения этой проблемы корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Сергей Алексеев, независимый эксперт по противодействию коррупции:
«Как показывают исследования, в отношении малого бизнеса влияние коррупции имеет очень разнообразный характер: это и административные барьеры входа на рынок, и искусственное усложнение функционирования бизнеса, и дополнительные временные и финансовые издержки, и снижение доходности бизнеса, и лишение бизнеса финансовых резервов. Все это может приводить к различным, но всегда негативным последствиям: банкротству, отказу от занятия бизнесом – список можно продолжить.
Главной причиной этой ситуации видится сложность и запутанность законодательства, регулирующего деятельность МСБ, которые затрудняют ориентацию предпринимателей в правовом пространстве. Второй причиной представляется буквальная правовая незащищённость бизнесменов, которая создаёт почву для злоупотреблений полномочиями со стороны чиновников. Для преодоления проблемы уязвимости представляется логичным оптимизация законодательства в сфере малого бизнеса с целью придания ему прозрачности. Предприниматель должен совершенно чётко понимать, во-первых, свои права, во-вторых, требования, предъявляемые к нему законодательством. Необходимо повышать правовую грамотность предпринимателей путём проведения открытых семинаров и вебинаров, через создание информационных порталов в Интернете, публикацию информационных статей, в доступной и открытой форме объясняющих предпринимателям правовой аспект их деятельности. Кроме того, необходимо развивать институт бизнес-омбудсменов как на национальном, так и на региональном уровнях, расширяя их полномочия по защите прав предпринимателей».




Комментарии
{**}