«Налоговый маневр» приведет к росту цен на топливо

27 июня 2014, 08:12 2342

БензинВ Правительстве продолжаются обсуждения по поводу осуществления так называемого «налогового маневра» – комплекса мер, предполагающего снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты вместе с увеличением налога на добычу. Увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) должно стать компенсацией за упрощённый экспорт.

На днях представители Минфина и Минэнерго заявили о том, что позиции министерств по «маневру» уже согласованы. Предполагается, что окончательное решение по снижению ставок будет приниматься с учётом мнения «Роснефти» – реформа затронет компанию в первую очередь.

Маневр будет проведен быстрее

По результатам совещания представителей ведомств Антона Силуанова и Александра Новака проект реформ был несколько видоизменён: первоначально рассчитанный на 4 года «маневр» было решено провести за три года, с ускорением снижения ставок на экспорт в 2015 году – это, по оценкам специалистов, станет более выгодным вариантом для нефтяников. Однако очевидно, что такое «ускорение» обойдётся бюджету в крупную сумму.

«Налоговый маневр влияет на бюджет федеральный и консолидированный, региональные бюджеты, поскольку увеличение НДПИ приводит к сокращению прибыли. И если мы снижаем акцизы на бензин, соответственно, это минус дорожным фондам субъектов РФ. Это сложная конструкция, которая дает минус 200 млрд. рублей в федеральный бюджет в 2015 году, потом дает плюс 50-70 млрд. рублей», - заявил министр финансов Антон Силуанов, комментируя изменения в проекте. Чиновник также подчеркнул, что необходимо будет найти источник для компенсации потерь региональных дорожных фондов.

В текущей версии «налогового маневра» предусмотрено постепенное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до 30% в 2018 году. Планируется снять существующую заградительную пошлину на бензин (90%)  и дизельное топливо (52%). В результате увеличения НДПИ маржа нефтяной отрасли снизится с 55$ за тонну до 30$.

Эксперты и аналитики расходятся во мнениях о том, как осуществление реформы повлияет на стоимость нефтепродуктов на российском внутреннем рынке. «Рост цен на топливо может ускориться — примерно на 3 руб. за литр в течение трех лет», – цитируют «Ведомости» источник в Минэнерго. Замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил «Интерфаксу», что допускает подорожание литра топлива «примерно на 60-70 коп.» при условии сохранения текущих цен на нефть. По оценке президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, – его слова приводит РБК - в результате налогового маневра рост цен на бензин в России может составить порядка 10-15%.

Экспертная оценка

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», поделился с корреспондентом «Деловых Новостей» своим видением причин осуществления «налогового маневра» и Бензинсвязанных с ним перспектив изменения цен на топливо:
В целом можно сказать, что необходимость изменений в сфере налогообложения ТЭК назрела давно, и она объясняется несколькими причинами. Во-первых, у российских властей есть задача по диверсификации местной экономики, то есть по сокращению зависимости бюджета от нефтегазовых поступлений. Во-вторых, в связи с сокращением запасов легко добываемого «черного золота» необходимо осваивать месторождения с вязкой и сверхвязкой нефтью, а нынешнее налоговое законодательство, этому не очень способствует из-за высокой фискальной нагрузки, которая делает разработку таких  месторождений нерентабельными. В-третьих, заметные изменения происходят в самой нефтяной отрасли, и чтобы она могла стремительно развиваться и дальше, требуется пересмотр текущей фискальной нагрузки на производителей.

Учитывая, что фактически предлагается увеличить одни виды фискальной нагрузки и снизить другие, то есть, система налогообложения отрасли примерно останется в равновесии, вряд ли стоит ожидать, что это приведёт к повышению цен на топливо. К тому же, розничную цену литра топлива формируют и многие другие факторы, не только размер фискальной нагрузки. Их также надо учитывать, и они могут оказывать ровно противоположное действие на стоимость, поэтому в случае, если будут действовать новые таможенные пошлины и акцизы, это отнюдь не означает, что они приведут к повышению стоимости топлива. Однако и резкого снижения ждать вряд ли стоит – опять-таки, по причине слишком большого количества факторов, определяющих конечную цену топлива. Так что вряд ли потребители топлива пострадают от налогового маневра в нефтяной отрасли. К тому же, если это потребуется, власти могут принять ряд мер, которые поддержат конкретные отрасли, если для них повышение стоимости топлива будет критичным.



Комментарии
{**}