Неразвитость транспортной отрасли России лишает страну пятой части ВВП

15 мая 2014, 09:10 2340

Транспортные сетиЭксперты из Boston Consulting Group, совместно с представителями Торгово-промышленной палаты России выпустили доклад, согласно которому неразвитость отечественной системы грузовых перевозок ежегодно лишает Российскую Федерацию 6,5 триллионов рублей, сообщает издание «Slon». Соотнеся цифры с общим ВВП страны, исследователи делают неутешительный вывод, Россия не имеет отлаженной системы транспортировки произведенных на территории страны грузов, что выступает серьезным препятствием к развитию экономики и промышленности.

Транспортные сети нуждаются в ремонте

Экономисты, проводившие исследование, говорят о необходимости капитального ремонта всей транспортной сети – от портов, заканчивая дорогами и железнодорожными путями. По мнению авторов, это позволило бы достичь уровня Китая по тратам на логистику – не более 15 процентов, в то время, как в России компании вынуждены тратить на четверть больше – около 20 процентов, что, соответственно, ухудшает конкурентоспособность российских товаров и услуг. Однако, в масштабах всей страны инвестиции подобного рода обещают быть крайне дорогостоящими и вряд ли окупятся в обозримом будущем.

Авторы исследования также винят саму транспортную систему, которая во многом завязана на государство. Частные инвестиции составляют лишь малую долю общих затрат, а инвесторы даже не рассматривают возможность своего участия в крупных проектах по причинам нерентабельности и из-за отсутствия соответствующего опыта в истории Российского бизнеса.

Бюрократические барьеры в России не выдерживают никакой критики. Грузы, доставляемые в Россию по воздуху, могут проходить таможенные процедуры настолько долго, что многим компаниям проще доставлять их с помощью автопоездов или, еще дольше – по морю. Характер российской экономики, по мнению специалистов тоже накладывает свой отпечаток, властям выгодно развивать инфраструктуру для транспортировки сырья – газа и нефтепродуктов, однако,  в долгосрочной перспективе это может сыграть злую шутку с российской экономикой, если не со всей страной. Таким, образом, в докладе обозначены ключевые проблемы, которые даже не рассматриваются на текущий момент профильными ведомствами.

Нужна детальная программа развития

О докладе, представленном на общественное обсуждение, корреспондент агентства «Деловые Новости» побеседовал с экспертом инвестиционного холдинга «Финам» Алексеем Захаровым. По мнению собеседника агентства, российскому руководству необходимо прекратить брать цифры прогнозов с потолка и разработать конкретную программу по развитиюТранспортная система отрасли: «То, что сырьевой характер накладывает определенный отпечаток на транспортную систему – сомнений не вызывает, но я бы не сказал, что это основной фактор. С моей точки зрения основные проблемы вызваны не всегда корректным менеджментом. То есть, у нас нет ясной и четкой базовой идеологии развития транспортной системы. У нас есть только общие слова, о том, что к такому-то году мы будем перевозить столько-то. На чем основаны эти расчеты – не понятно. В основном, скорее всего, на достигнутых уровнях. Поэтому я считаю необходимо создать транспортную идеологии, понять куда мы будем развиваться. Без этого изменения не произойдут».

Алексей указывает на невозможность государственно-частного партнерства в российских реалиях, ссылаясь на печальный опыт привлечения инвесторов для Олимпиады в Сочи: «В вопросе привлечения частных инвестиций, я не верю в сотрудничество частного и государственного капитала в нашей стране. То, чем это заканчивается, можно увидеть хотя бы по итогам строительства олимпийских объектов для Сочи. Мне кажется, мало желающих найдется для того, чтобы инвестировать в крупные проекты на территории России, особенно в транспортной отрасли. Стоит также обратить внимание на объемы оттока капитала из страны. За прошедший квартал, из России вывели почти столько же, сколько за весь прошлый год. Это яркая характеристика нашего инвестиционного климата».

Эксперт также дает неутешительный прогноз, в условиях текущего дефицита государственного бюджета, изменений в ближайшее время не предвидится: «Вряд ли наша транспортная система будет развиваться. Вся система сидит на государственных деньгах. Сейчас в условиях бюджетного дефицита, который будет усугублен вложениями в Крым – вкладываться туда придется серьезно, чтобы Крымчане не провели очередной референдум и не вышли из состава уже Российской федерации. Естественно, многие программы будут иметь урезанное финансирование, в том числе и программа, относящаяся к транспорту».



Комментарии
{**}