S&P объясняет рейтинг России

19 августа 2012, 14:50 1912

Прогнозы S&P для экономики России

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's рассказало, почему Россия не попадает в группу надежных инвесторов, имеющих рейтинг «А». Главными причинами являются нефтяная зависимость государства и бюджетные риски. Группа экономистов S&P, которую возглавил Кай Штукенброк, развернуто обосновала нежелание повысить долгосрочный рейтинг Российской Федерации с нынешнего уровня «ВВВ». Зависимость экономики от сырьевого экспорта вместе с нерешительностью российского правительства в проведении реформ играют ключевую роль в формировании мнения о стране для аналитиков.

Агентство S&P подняло краткосрочный рейтинг РФ в иностранной валюте в конце июня. Показатель изменился с «А-3» на «А-2». Что касается долгосрочных обязательств в национальной валюте, рейтинг РФ остался на уровне «ВВВ». Такому же уровню соответствуют некоторые латиноамериканские страны, как например, Бразилия или Перу.

Базовый сценарий агентства гласит, что в 2012-2015 годах средняя цена нефти составит $100 за баррель. Рост ВВП в этом году прогнозируется в размере 4,1%, а до 2015 года будет держаться уровня 3,5% благодаря структурным проблемам экономики. Более пессимистично оценивают перспективы роста российской экономики правительство и МВФ. Согласно прогнозам S&P, ВВП на душу населения составит $13 500, что соответствует среднему значению среди стран группы «ВВВ». Но рост нашей экономики ожидается более медленным, чем до кризиса.

Проблемы и достижения экономики России

Среди структурных проблем, притормаживающих развитие России, агентство отмечает государственную модель экономики. Конкуренция в стране ограничена, а в регионах сохраняется существенное влияние монополий. В свою очередь, изношенная инфраструктура и плохой деловой климат мешают инвестициям, считают эксперты.

Раньше быстрому росту ВВП способствовал постоянный подъем цен на нефть, и правительству можно было не задумываться о реформах. Но сегодня ситуация меняется, и это должно послужить стимулом для изменений внутри страны, полагают аналитики S&P.

Тем не менее, вряд ли произойдет резкое изменение политического курса - состав элиты после выборов остался прежним. Власти не пойдут на политически рискованные жесткие реформы из-за снижения поддержки правительства. Аналитики S&P предполагают, что важным шагом для страны может оказаться пенсионная реформа и введение бюджетного правила.

Повышение гибкости курса рубля отнесли в агентстве к немногим позитивным реформам. Благодаря более гибкой валютной политике ЦБ России резкое падение цен на нефть не принесет стране катастрофических убытков. Польза новой политики уже проявилась на фоне недавнего падения стоимости нефти, когда снижение рубля на 12% компенсировало падение нефтяных котировок в рублевом выражении почти наполовину.

По мнению агентства, одним из основных политических рисков по-прежнему остается сокращение реальных полномочий правительства Дмитрия Медведева при концентрации власти в администрации президента.

Перспективы бюджета России

Бюджет России пока внушает доверие: профицит в 2011 году составил 1,6% ВВП. Довольно сильную финансовую позицию страны показывает ее положение в качестве нетто-кредитора. Однако если нефть изменится в цене на $10, доходы правительства сразу же изменятся на 1,4% от ВВП. Государственные финансы значительно зависят от стоимости сырья. Уже в текущем году Россия может получить дефицит по бюджету, который в 2015 году достигнет 1,5% ВВП. Россия в таком случае перестанет быть нетто-кредитором к 2014 году.

В условиях падения стоимости нефти правительство будет вынуждено рано или поздно сокращать расходы, увеличивать заимствования, а также ускорять приватизацию. Хорошим решением в данной ситуации будет введение бюджетного правила, способного привязать расходы к долгосрочным мировым ценам на нефть.

Standard & Poor's заявило, что рейтинг России понизится, если дефицит бюджета превысит прогнозируемый уровень. Повышение обещается при условии реализации правительством реформ, способствующих росту ВВП и возврату к сбалансированному бюджету, менее зависящему от колебаний цен на нефть.

Снижают доходы России как выплаты по внешним операциям и погашение госдолга, так и компании, которые переводят выручку от экспорта в такие «налоговые оазисы», как например, Кипр. В результате российский экспорт занижается в объеме на 5% ВВП в год.

 



Комментарии
{**}